Способствуют ли демократические механизмы чувству ответственности перед государством или деморализуют граждан? (Греция)
Чтобы ответить на поставленный выше вопрос, позвольте мне сначала кратко обрисовать генезис афинской демократии.
Именно там – в Афинах – была изобретена и реализована на практике демократия. Она отличалась от демократии, которую мы знаем сегодня, но основывался на тех же принципах.
В первые века первого тысячелетия до нашей эры на территории сегодняшней Греции, города-государства, образовались так называемые политика. Для них были характерны относительно небольшая территория и специфика правительств. Им управлял не монарх, король или деспотический правитель. Полисом управляло население, собирающееся на собрания, в которых каждый гражданин с полными правами имел право участвовать после 20-летнего возраста.
Таким образом, высшая власть в Афинском государстве была создана Народным собранием (экклесией), которое решало вопросы внешней политики, военного дела, предоставления афинского гражданства и в исключительных случаях выносило приговоры суда.
Такие формы осуществления власти называются демократией (от двух греческих слов demos – народ и kratos – власть), то есть буквально власть народа.
Этот термин, скорее всего, был введен древнегреческими софистами и популяризирован Демокритом, Аристотелем, Периклом и Платоном – наиболее яркими представителями этой системы правления в древности.
Однако до установления демократии, в VIII и VII веках до н. э. в Афинах правила аристократия. Она была основана на том, что остальными жителями правили несколько сотен аристократов. Афинские крестьяне часто брали ссуды у богатых, но не всегда могли их вернуть. Затем крестьян продавали в рабство за границу (в Афинах нельзя было отказаться от афинян). Иногда крестьяне продавали собственных детей, чтобы заплатить.
Однако между аристократами и остальными жителями возник конфликт, который становился все более жестким. Это нужно было исправить.
В 594 г. до н. э. законодатель был избран, чтобы положить конец конфликту в Афинах. Это был Солон – позже численный среди семи мудрецов Греции. Он провел политические реформы в Афинах, списал долги крестьян и выкупил всех граждан Афин.
Аристократам это решение не понравилось, потому что они потеряли деньги, взятые в долг.
Итак, Солон разделил жителей Афин на 4 класса собственности. Самые богатые по–прежнему имели наибольшие права, но самый бедный социальный класс имел право заседать в Народном собрании. К ним относятся введение новых законов, отбор государственных служащих и их контроль. Однако эти реформы не полностью удовлетворили ни бедных, ни богатых. Однако это был хороший шаг на пути к появлению демократии.
Между 508 и 507 годами до нашей эры Афинский политик Клисфен реформировал государство, лишив аристократию привилегированного положения.
Так была создана система, которую он назвал Демократией, то есть властью народа.
Однако только спустя десятилетия после политических реформ Солона и Клисфена Афины стали полностью «взрослой» демократией.
Совет 500 больше не был чем-то новым, более логичные жалобы были поданы в «оболочку суда», должностные лица находились под более строгим контролем Совета, и была создана служба демагогов (буквально переводится – руководство людьми), что позволило практически каждому гражданину Афин оказывать значительное влияние на жизнь политический.
Афинская демократия пользуется всеобщей славой. То есть большинство людей думает, что она была идеальной, потому что она была первой, великой и прочной, и созданной просвещенными, мудрыми и справедливыми людьми. Эта система, однако, не была лишена недостатков ... Примером этого являются слова Фукидида:
«Чтобы крестьяне и земледельцы принимали активное участие в собрании, на котором рассматривались важные для него дела, ему пришлось проехать несколько десятков километров, чтобы добраться до агоры, что было очень трудно, особенно во время интенсивных полевых работ».
Такие собрания организовывались не менее десяти раз в год и до сорока раз в последующие десятилетия, что означало, что большинство граждан не могли участвовать в них, и, таким образом, количество людей или политических групп (еще не организованных в то время) могло значительно сократиться, свободно, манипулировать властью.
По мнению многих философов, власть народа могла легко превратиться в так называемый Самосуд. Демагоги часто пользовались тиранической властью. Как сказал Рышард Кулеша, «неподкупность была редкостью в те времена», поэтому в государстве имели место мошенничества.