Бывает и такое. Когда я был маленький юный отрок, то я был не только очень примерным школьником, но и гражданином. Но почему-то каждый раз я боялся родительских собраний. Видимо, само словосочетание "родительское собрание" наводило какую-то тоску и вызывало легкое мандраже.
Однажды, сидя верхом на заборе, я ждал возвращения мамы с очередного родительского собрания. В принципе, ничего плохого я не ожидал, но всё равно был какой-то трепет, что про меня чего-нибудь скажут нехорошего.
Были ли поводы? Вряд ли. Учился хорошо. Дисциплина была еще лучше. Не выражался, не участвовал, не грубил.
Сижу, значит, радуюсь тому, что послезавтра воскресенье. Мама идет. Кричу ей громко:
- Ну, чего, ругали меня?
- Ругали, - сказала она.
"Чиво, што?" - подумал я и спрыгнул в малину, чтобы быстро проанализировать текущую неделю, не мог ли я чего забыть этакого.
Ладно, вылез из малины.
- За что меня ругали?
- А ты почему на всех смотришь свысока?
Еще раз "Чиво, што?"".
- Как это, как это?
- Мне хотелось бы тебя послушать, как это. Учительница так и сказала, сидит, значит, на уроке, ведет себя хорошо, но смотрит на всех свысока.
- Ничего я не смотрю! Мы в классе почти все одного роста.
- Ну, я не знаю, сам у нее спроси, что она имела ввиду.
Долго думал. Ничего не понял. Как можно сидеть на последней парте и смотреть на всех свысока? Да и зачем? Да и как это смотреть на всех свысока? Это можно как-то взглядом изобразить?
Короче, до сих пор это для меня почти загадка.
В начальных классах на меня могли поругаться на собрании за отвратительную дисциплину, в старших классах мне можно было бы в некотором смысле поставить в укор некоторую появившуюся у меня лень. Но вот чтобы вдруг сказать, что я смотрю свысока ...
А отгадку я знаю. Мне ее опытные учителя-коллеги рассказали (намекнули на один педагогический прием).
Всё дело в том, что на родительских собраниях, когда ругают одних учеников, то их родители начинают чувствовать некоторое смущение и даже стыд. Так вот, чтобы этого не было, нужно сделать так, чтобы всем ученикам хотя бы немного, но досталось. И тогда все родители будут в равном положении, и тогда все будут счастливы, и тогда все школьники будут бояться родительских собраний, на которых могут пожурить даже просто так.
Интересная, конечно, педагогическая мысль.
Сегодня она не используется. Сегодня нужно всех хвалить, чтобы никто не обиделся, чтобы ребенок с детства не почувствовал себя ущербным. Поэтому и родительских собраний уже особо никто не боится, так как на них уже мало обсуждается успеваемость и поведение школьников, а заполняются всевозможные анкеты, заявления, разрешения и прочая макулатура.