Найти тему

Снова в защиту ЕГЭ. Дубль 2

Да, опять в защиту, хотя не все со мной согласны, но, как мне показалось, в комментариях речь всё-таки несколько о другом, нежели о том, о чём я размышляла.

Итак, русский язык, ЕГЭ, тестовая часть.

Посмотрим задание 7, которое требует знания грамматических норм русского языка. Говоря проще, правильного употребления различных форм слова. Среди распространённых ошибок в речи многих людей как раз большая часть из этой серии. Например, как часто мы слышим в речи ДАЖЕ(!) телеведущих федеральных каналов что-то типа «около пятиСТА человек» вместо пятиСОТ, «двадцать двое суток» и тому подобные «ляпы».

Было времечко золотое, когда по речи дикторов радио и телевидения мы определяли, как правильно говорить. Был даже словарь ударений для работников радио и телевидения!

-2

Увы-увы! «Было и прошло…» А теперь сплошь и рядом несколько килограмм, помидор, одеть наушники, занавесить окна тюлью вместо соответственно килограммОВ, помидорОВ, НАдеть, тюлЕМ. Вот эти-то грамматические нормы и должны усвоить школьники, чтобы успешно сдать только ОДНО (!) задание из 27 и получить ОДИН(!) балл. Попробуйте выполнить одно из таких заданий:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ
ПЯТИСТАМИ метрами
почетные ТИТУЛЫ
СЛАДЧАЙШИЙ
душистым ШАМПУНЕМ

Чуть ниже обсудим правильный ответ. Но обратите внимание, сколько норм сразу нужно знать при выполнении только одного варианта этого задания. А вариантов, смею уверить как практикующий учитель, достаточно много. Если интересно, можно посмотреть, как мы с ребятами-одиннадцатиклассниками на дистанционке в весной 2020-го осваивали эти нормы!

Предвижу вопросы: «Так что, для этого вводить ЕГЭ? А нельзя просто учить этим нормам в школе, как положено?» Можно. Учим. Тренируемся. Забывают через пару недель надолго (о проблемах памяти современных детей и подростков материалов масса). Вдруг (ВДРУГ!) начинается 11-й класс, у кого-то в 10-м появляется та самая мотивация, но не раньше, а заданий сегодня, заметим ещё раз, 27 (26 тестовых плюс сочинение), и все 27 заданий, как оказывается, требуют знаний. А со следующего учебного года, кстати (или некстати), планируется уже 28 заданий! И начинается поиск репетиторов, бессонные ночи, охи-ахи: «Да что ж такой трудный этот русский язык, да что ж он такой непредсказуемый(появилось такое словечко в лексике учеников)!»

-3

Но! Важен результат: таким трудом добытые наконец знания, оказывается, остаются в памяти, а потом закрепляются в вузах (практически во всех вузах есть курсы культуры речи, независимо от профиля обучения), и в обществе появляются грамотно владеющие русским языком граждане! Вот вам и ЕГЭ!

Вернёмся к нашему заданию на знание грамматических норм. Конечно, грамотный человек сразу найдёт в нём ошибку: должно быть пятЬЮстами (метрами), но немало таких, кто считает, что ошибка в употреблении формы «шампунем» – «так никто не говорит!» Многие, к сожалению, неправильно думают, что слово это женского рода.

-4

Так по-русски ли мы говорим?

Делитесь своими мнениями, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, и будем вместе бороться за чистоту русского языка, великого и могучего.