В 2010 году в Стенфордском университете видным ученым и профессором Робертом Сапольски был прочитан курс лекций по направлению "Биология поведения человека" (собственно именно им было прочитано 24 лекции курса, т.к. 3 лекции на тему введения в нейронауки были прочитаны его аспирантами).
Познавательная ценность этого курса для общего интеллектуального развития и выводы, к которым приходит автор, просто колоссальны.
Во первых, данные лекции прочитаны в Стенфордском университете, одном из самых престижных в мире, невероятно дорогом научном центре, выходцы из которого, как правило, и определяют вектор развития современной мировой естественной науки. Учитывая стоимость обучения в данном заведении, 99,99% населения практически полностью отчуждены от тех знаний, которые там преподаются. И возможность приобщится к ним, сама по себе, дорогого стоит.
Во вторых, этот курс является междисциплинарной отраслью знаний, т.е. не узко-специализированой дисциплиной, замкнутой на каком-то одном предмете изучения и не выходящей за его пределы, а наоборот, объединяющей в себе научные достижения в целом спектре самых различных научных областей, начиная с эволюционной психологии и этологии и заканчивая молекулярной генетикой, генетикой поведения, нейронауками и многими другими, с единственной целью - объяснить все (именно все) аспекты человеческого поведения, обусловленные всем многообразием биологических факторов, которые способны на него повлиять или в какой-то мере его определить.
Третьей особенностью именно этих лекций является то, что читаются они для аудитории в которой присутствуют студенты гуманитарных направлений, что приводит к тому, что лектор старается (и у него, несомненно, это виртуозно получается) донести сложный научный материл в максимально понятной и доступной форме - в лекциях присутствуют шутки, аналогии, яркие примеры из жизни и личного научного опыта. Все это дает возможность любому человеку с ходу вникнуть в проблематику, терминологию и основные принципы целого спектра естественных наук.
И конечно же, особого внимания заслуживает их перевод на русский язык, выполненный студией Верт-Дайдер, не только превосходно адаптированный для восприятия русско-язычным зрителем, но и полностью передающий эмоциональный окрас речевых оборотов лектора.
Итак, возвращаясь к теме, обозначенной в заголовке.
Что же такого фундаментального удалось обнаружить Роберту Сапольски со своей командой, что данный курс был включен в программу Стенфордского университета?
Дело в том, что в ходе своей научной деятельности предметом изучения профессора было, как не трудно догадаться, выявления биологических факторов, влияющих на поведение человека, чем эти факторы вызываются и в какой степени они определяют поведение человека, как вида в целом и как отдельной особи в конкретный момент времени, учитывая все особенности внешних условий.
В ходе данных исследований, при обобщении всего собранного научного материала, охватывающего многие и многие научные дисциплины, стал напрашиваться некий вывод, (который, как оказалось, в дальнейшем только подтверждался) приводящий к полной переоценке всех философских, религиозных и светских взглядов на саму сущность человека и человеческого сознания как таковых.
Так в чем же он заключается?
Например, современный уровень знаний в области астрономии, астрофизики и смежных с ними точных и естественных наук с общей теорией относительности в своей совокупности позволяют человечеству полностью объяснять "поведение" космических тел (звезд, комет, планет, астероидов и пр.). Более того, прогнозы, основанные на таком объяснении полностью сбываются всегда - мы знаем, где будет то или иное небесное тело в любой момент времени в будущем, чем это обусловлено – какие силы и поля на него воздействуют. Или каков будет состав звезды в конкретный период ее существования - атомы каких веществ в ней будут формироваться, а какие нет.
Само собой для того, что бы делать такие прогнозы ученым необходимо знать значительный объем данных, как о самом объекте (масса, плотность, размер, скорость движения, скорость вращения...), так и об окружающей его среде - гравитационном воздействии ближайших тел и их направление и скорости движения, окружающих излучениях, их мощности и т.п.
Зная необходимую информацию, которую можно получить исключительно естественно-научными методами, мы способны объяснить и спрогнозировать настоящее и будущее известных нам небесных тел.
Никому сейчас и в голову не приходит, что какая-либо характеристика такого тела может быть объяснена не с помощью известных нам научных законов, а определятся чем-то другим (например что химический состав планеты определяется каким-либо сторонним сознанием или потусторонними силами).
Так вот и в вопросе поведения человека сперва оказалось, что имеется колоссальное (но конечное) количество биологических, генетических и других естественнонаучных факторов, определяющих поведение человека, в том числе его психологические и эмоциональные особенности в каждом конкретном случае в каждом конкретном моменте времени.
К таким факторам относится все, начиная от особенностей питания и уровня стресса матери при вынашивании изучаемого человека, заканчивая особенностями передачи звуков и других сигналов от органов чувств в мозг в исследуемый момент времени, генетическими особенностями, гормональным фоном, наличием тех или иных вирусов и бактерий, оказывающих влияние на нервную систему человека и прочее и прочее.
Затем, при обобщении и систематизации данных стало выясняться, что в поведении человека в принципе не остается чего-либо из того, что нельзя было бы объяснить той или иной комбинацией естественнонаучных (а именно - биологических) факторов. Ни абстрактным психологическим, морально-нравственным аспектам, в качестве факторов, определяющих поведение человека просто не остается места.
Более того, исходя из данных выводов ставится под серьезное сомнение сама возможность существования таких черт человека, как свобода воли и влияние собственного сознания на поведение и жизнь человека, на его выбор в той или иной ситуации.
Ведь если все поведение человека можно полностью объяснить той или иной комбинацией 50 000 или 100 000+ факторов, которые можно выявить и измерить, а эти факторы в свою очередь объективно определены независящими от самого человека обстоятельствами, то где же тогда свободная воля, сила духа и самодостаточность сознания? Их, судя по всему, нет. И, в принципе, это возможно доказать даже экспериментально.
Думаю, не стоит объяснять, какое фундаментальное значение имеет данный вывод для мировозрения человечества, для его самовосприятия, самоидентификации и всего из этого вытекающего (религий, учений, философских доктрин).
Рассмотрение человека, а именно его личной эмоционально-нравственной составляющей, исключительно как совокупности биологических факторов моментально приведет к исчезновению и потери всякого смысла такой сферы знания, как психология и всех связанных с ней специальных дисциплин.
Любое учение о священности той человеческой составляющей, которая определяет его поведение и психологические особенности (например душа, дух и т.п.) теряют всякий, даже сугубо философский смысл.
Индивидуализм и гуманизм, провозглашающие бесконечную ценность каждого человека с его индивидуальными чертами, ставшие основой современного либерализма, по канонам которого живет чуть ли не половина человечества, также начинают видится как пережиток прошлого.
И вот это уже более чем серьезно, поскольку с такой точки зрения любое поведение, не вписывающееся в общепринятые, усредненные рамки должно восприниматься, не как отличительная черта, особенность характера и тому подобное, но как биологическое отклонение от нормы (т.е. болезнь), которую можно (а значит и нужно) выявить и излечить терапевтически.
Поскольку наукой доказана возможность выявления всех факторов, влияющих на поведение каждого конкретного человека в любой момент времени, возникает закономерный вопрос - каким образом это возможно сделать? Имеются ли в перспективе такие технологии, которые могли бы отслеживать все биологические процессы, происходящие в организме человека, с целью получения и кодирования информации о них?
Речь идет о гигантском, полном объеме информации о состоянии и развитии организма, включая состояние и развитие организма матери в пренатальный период.
Возможно ли в среднесрочной перспективе появление технологической возможности беспрерывного получения («считывания») такой информации с организма, не помещая его (организм) при этом в лабораторию и не отвлекая его от повседневной жизни?
В принципе на этот вопрос можно утвердительно ответить уже сейчас - появление такой технологии возможно.
В качестве подтверждения этому обратите внимание на состоявшуюся 28.08.2020 презентацию компанией Neuralink своего чипа, позволяющего создать интерфейс "компьютер-человек". Одной из второстепенных, сопутствующих озвученной главной цели, возможностей этой технологии является как раз считывание информации о физиологических параметрах организма, в т.ч. головного мозга.
Таким образом, спустя несколько лет после массового распространения данной технологии начнется рождение детей, информация об организме матери которых уже имеется в цифровом виде. И если такого ребенка после рождения сразу же подключить к системе Neuralink, то к моменту его взросления, это будет человек, к которому допустимо применение методов дисциплины "Биология поведения человека", как для выявления первопричин его поведения в каждом конкретном случае в любой момент времени, так и (что более важно) точного прогноза такого поведения под влиянием тех или иных условий окружающей среды или внешних раздражителей.
Потенциальная возможность применения такой технологии представляется безграничной, начиная с того, в тонах какого цвета должна быть показана отдельному человеку реклама товара и каким тембром голоса должен быть прочитан рекламный текст, что бы побудить у организма желание совершить покупку товара, или, например, проявить агрессию. И это все учитывая миллионы взаимозависимостей многих тысяч биологических факторов его организма - уровень стресса за последние дни и в течении всей жизни с поправками на степень его влияния на психику в зависимости от возраста в котором ему подвергался организм, генетические и наследственные особенности организма, уровень развитости конкретных участков мозга и многое другое.
Если появление и распространение такой технологии возможно, и оно на настоящий момент реализуется (а презентация основной составляющей этой реализации освещается, как одно из крупнейших событий в современном научно-техническом сообществе), то самое время задаться вопросом - можно ли считать людей, полный объем информации о биологическом состоянии которых будет собираться и анализироваться с применением принципов дисциплины "Биология поведения человека" со всеми вытекающими отсюда последствиями, людьми?
Ведь фактически их поведение в таком случае будет полностью подчинено воле тех, в чьих руках будут эти массивы данных с вычислительными мощностями, способными их обрабатывать. И кем в таком случае считать таких хозяев этой технологии?
Свои мысли на этот счет можете оставить в комментариях.