Все романы Льва Николаевича наполнены глубочайшими смыслами. Они имеют не один уровень для глубокого погружения. Кроме основного текста, в каждом романе есть гипертекст. К примеру, в романе "Анна Каренина" есть вполне конкретный тест, изучив который, можно извлечь несомненную пользу для себя.
Это, конечно одно из самых потрясающих произведений. О романе споры не утихают с тех пор как он вышел из-под пера автора. Особенно возбуждают умы читателей главные персонажи Вронский, Каренин, и, конечно, Анна.
Вот уже скоро двести лет, как Анна Каренина остаётся осуждаемой её современниками и малопонятной для следующих поколений читателей.
С каждой новой экранизацией, а значит, с каждой новой трактовкой того, что хотел сказать Лев Толстой, вновь вскипают рассуждения о том, кто прав, а кто виноват. И, как всегда в романе, в поступках героев всё очень неоднозначно. Однако, попробуем найти то, что кажется скрытым.
Любой роман, это прежде всего действие. Герои совершают определённые поступки и тем самым двигают сюжет, что называется от "пролога к эпилогу". Любой поступок героя имеет какую-то внутреннюю мотивацию и должен быть объяснён читателю. Для этого автор использует различные литературные приёмы. Тем самым постоянно рисуется психологический портрет героев.
В этом смысле Толстой величайший мастер, в его романе нет и не может быть чего-то случайного, что не давало бы ключей к загадкам, которыми он вовлекает читателя в сюжет своего произведения.
В романе "Анна Каренина" развивается несколько параллельных сюжетных линий, где Анна одна из участниц. И её линия, одна из самых драматических, заканчивается трагедией.
Именно поэтому здесь стоит присмотреться внимательней. И если мы соглашаемся с тем, что Толстой мусором не заваливал свои тексты, то посмотрим как он раскрывает состояние Анны накануне её финала.
Происходит это в 7 части романа.
Анна садится ехать. Далее автор рисует картину дня:
"...всё ярко блестело на майском солнце. Было 3 часа и самое оживленное время на улицах».
Анна думает о своём и машинально читает вывески. Попутно она про себя отмечает какие-то детали происходящего вокруг.
И тут начинается то, что нас может заинтересовать особенно.
Анна едет в коляске и сумбурно думает, то о цели своего визита, попутно читает вывески и видя каких-то случайных людей даёт им характеристики. Конечно, она находится не в лучшем душевном состоянии, но посмотрите и вдумайтесь. Мальчики с мороженым, кучер, еда, какие-то случайные чужие, по сути, люди ей остро неприятны и раздражают её.
При том, что её очень, практически до всепоглащения занимает внутренний диалог с Вронским. Но нет, в голову назойливо лезут мысли об отвратительности окружающего пространства.
При этом Толстой в нескольких местах, как бы невзначай отмечает и хорошую погоду и краски майского дня.
Далее, по мере приближения развязки и вечера, картина мрачнеет ещё больше.
Создаётся ощущение, что это не сама Анна смотрит, а её глазами смотрит некая страшная сущность поселившаяся у неё внутри и заполнившая её до самых краёв.
И здесь, собственно вывод. Может быть иногда нам всем необходимо проводить некую внутреннюю ревизию, с тем, чтобы убедится, а не смотрит ли из нас некто или нечто. Присмотреться к себе и прислушаться. Каким мы видим мир вокруг нас? Какими глазами смотрим на него? И если... вдруг... успейте принять спасительные меры.
Желаю всем добра.