Церковь, которую мы знаем и монастыри для тех, кто всецело решил посвятить себя Богу, были заложены в своей основе, в начале христианской эпохи. Церковь являла собою единение верующих во Христа людей в общинах, и были те, кто посвящал себя духовному подвигу в пустынях и в уединении. Они заложили фундамент духовной практики и на их трудах основываются основные разъяснения по учению Христа.
Церковь по своей сущности является Вселенской, не следует думать, что ранние христиане в силу отсутствия знания, вселенной называли известный им мир. Учение Христа, Божьи законы торжествуют в сей Вселенной, это универсальная истина, взамен которой предложить нечего. Главой Церкви является Иисус Христос, и судиться человек будет по законам Бога и по милости Христа.
Был период времени, когда реальность учения Господа доказывали, те, кто удалялись в пустынные места и совершали духовный подвиг. Дела Божьи проявлялись на них зримо, много было чудотворцев, которых мы знаем, как святых. В последующие времена центр подобных дел переместился в монастыри. Параллельно развивался и институт Церкви.
Некоторые пустынники говорили о том, что с появлением Церкви угасает вера в Бога. Возникает вопрос, почему? И какую роль выполняет Церковь? В чём, отличие православного мирского человека от инока?
Возьмём пример ответственного верующего мирянина. Он посещает церковь, исповедается, старается соблюдать Божьи заповеди, молиться и читает духовную литературу, но живёт в миру. Ходит на работу, постоянно общается с мирскими людьми, пребывает в мирских заботах о семье, детях, заботиться о материальном достатке.
В данном случае не исполняется заповедь Господа, об отвержении от мира и себя. Также Господь говорит о том, что кто дружит с миром, тот враг мне. Христос указывает на то, что для истинно верующего мир не имеет значения. Это прах и усилия по собиранию благ сего мира тщетны. Отчизна человека, его истинный дом - царство Бога живого, где каждый будет удовлетворён в полной мере. Мирской верующий человек уповает на милость Божью и по вере во Христа по смерти получит свою награду.
Инок исполняет волю Божью прямо. Он отвергается мира и себя. Монах меняет своё имя в знак того, что тот, кто был прежде, умер. Он принимает на себя духовную практику, исполнение которой меняет его сознание. Отрекаясь, он приобретает. Когда он уходит полностью от мирского и разум его становиться свободным и душа очищается от мирских страстей, он имеет реальный опыт другого состояния сознания. В этом состоянии он отчётливо понимает влияния мира и своего эго на человека. Он начинает понимать суть истинного счастья и то чему учил Христос. Если человек избран Богу, его сознание начинает сливаться сознанием Бога по действию Святого Духа и ему открываются тайны Божьи. Человек обретает качества, которые открываются в нем как дары Божьи. Такой человек вступает в общение с высшей реальностью бытия, и будучи в теле на земле, душою он уже в царстве Бога. По смерти такие люди уходят к себе домой, то есть к Богу.
Такова разница между мирянином и иноком, это не в осуждение. Господь даёт всем по силам, сколько кто может нести. Главное, если вы душою за справедливость, добро, за христианскую любовь, если вы желаете всем, даже врагам вашим исправления и спасения, вы будете с Господом и будете дальше совершенствоваться уже в его царстве.