Найти тему

Аллергия на животных – не приговор

195 прочитали

Эту статью я пишу "на заказ". Но тут у меня нет морального права выступать с позиции специалиста – хоть я и #врач, но ветеринарный, а потому в #медицину двуногих вторгаться не имею права.

С другой стороны, тема мне близка и с точки зрения узкой специальности, и как "лицу гражданскому". Вот и давайте взглянем на это с двух, вроде как, разных сторон. Еще раз оговорюсь: все выводы я предоставляю делать вам, ибо к "гуманной" (а что, есть негуманная?) медицине отношения не имею.

Ну, и начну я все-таки с того, что относится к моей работе. К заявленной теме мы с вами плавно перетечем по ходу моего повествования.

Но сперва немного теории.

Аллергия – это гипериммунная реакция . Оставим пока в сторонке "гипер-" и вспомним, что любая #иммунная реакция возникает в ответ на попадание во внутреннюю среду организма чужеродных веществ. И не всяких, а содержащих в себе пептидные (белковые) цепочки. Стало быть, и для возникновения аллергии нужно, чтобы #аллерген определенной химической структуры попал внутрь организма.

Нам сейчас непринципиально, в чем разница механики нормальных иммунных реакций и аллергий. Нам важно, что аллергия не возникает на ровном месте – необходимым ее условием является контакт иммунной системы с аллергеном.

Картинка с просторов
Картинка с просторов

Есть разнообразные контактные аллергии, когда пыль, пыльца, частички шерсти и прочий микроскопический мусор попадают на слизистые. Так может развиться #аллергический конъюнктивит , #аллергический ринит и т.п. Но, кстати, аллергия, как и нормальный #иммунный ответ , требует предварительной сенсибилизации – "ознакомления" организма с патогеном. Для нормального иммунитета мы называем это прививкой, а для аллергий собственного более обиходного названия, вроде, не придумали. Но факт остается фактом: реакция не развивается при первом контакте. Поставьте себе галочку.

Сразу признаюсь, чтобы потом не было недомолвок и недоразумений: из всех подлинных аллергий этот тип интересует нас больше всего.

Пищевые аллергии, конечно, вообще не относятся к предмету статьи, но для полноты картины сообщу, что механизм развития истинной пищевой аллергии довольно экзотичен. Он связан с недоразвитием кишечника, что само по себе, к счастью, бывает редко. И неизбежно сопровождается другими симптомами дисфункции кишечника – разнообразными проблемами пищеварения. Не случайно #диатез считается сугубо детской проблемой – он уходит по мере укрепления кишечной стенки.

Не попадают в наше с вами рассмотрение и всевозможные обменные отклонения, при которых возникают различные, преимущественно, кожные, патологические состояния, похожие на аллергию. Это могут быть поражения кожи при болезнях печени, гиперкортицизме (болезни Кушинга – это отдельная, очень интересная, тема), трофики при диабете и другие проявления того же ряда.

Но есть еще одна история —

Психогенные аллергоподобные состояния.

Пусть вас не пугает наукообразное название. Коротко охарактеризовать то, о чем я намерен здесь рассказать, можно именно так. Речь о любых проблемах, хотя бы отдаленно напоминающих аллергию (а доктора здоровЫ на все, чему не нашли причины, говорить, что "это вы съели что-нибудь"), прямо или косвенно связанных с нарушениями в психике и нервной системе.

Дело в том, что даже у человеков совершенно не случайно существует диагноз "нейродермит". А уж у зверей ту или иную связь с состоянием нервов и, в первую очередь, с эмоциональными проблемами, даже при небольшом желании можно найти в абсолютном большинстве случаев. Достаточно просто знать, что так бывает, и не забывать проверить.

Тут, пожалуй, пора привести пример.
В свое время довелось работать с белым (что характерно!) бультерьером с весьма характерной для таких случаев межпальцевой экземой. Дело в том, что по ряду причин пес жил в квартире один, а хозяин его периодически навещал – кормил и выгуливал. Когда пес заболел, хозяин его как только ни обследовал – и в Германии, и в Британии, благо, возможность такую имел. Результат, естественно, нулевой.
Когда мы стали заниматься и спустя какое-то время пес решил, что отношения с хозяином наладились, у него началось улучшение.

И таких случаев много. Например, замечено, что при сильных острых стрессах у зверей возникают скоротечные реакции – перхоть, осыпание шерсти (у мягкошерстных, например, это создает почву для колтунов), а при длительных перегрузках – более стойкие повреждения кожи.

Путей развития у таких неприятностей несколько, и они не исключают друг друга – от сосудистых реакций до #аутоиммунных состояний . Здесь эти подробности вряд ли нужны, но механизмы эти существуют и вполне объяснимы.

Пора переходить к первоначальной теме статьи.

Я не случайно упомянул #нейродермит : я о нем знаю не понаслышке – проверено на собственной шкуре. У меня была довольно сильная "аллергия на нервы". И, что интересно, этому сопутствовали внезапные реакции на всякие неожиданные вещи: то на котенка, то на цветущий жасмин, то еще на что-нибудь подобное. Разумеется, сейчас нам интереснее всего реакция на животных.

Конечно же, тут все просто: как я написал в начале, это обычная аллергия на микромусор от зверька. Ан нет! Во-первых, такие яркие реакции были сравнительно мимолетными – максимум, один сезон. Во-вторых, и это очень показательно, они пропали, как только я начал всерьез заниматся животными. Вместе с остальным нейродермитом.

Судя по всему, некая околоаллергическая реакция по типу все того же контактного ринита и конъюнктивита, действительно, была. Но изнуряющую остроту ей придавало все то же влияние "дерганых" нервов. Как только изменился характер нагрузок, появился стимул к развитию (ох уж, мне это "саморазвитие"! оно нынче стало синонимом сектантства, а я имею в виду совсем другое!) – изменилось общее состояние нервной системы, а организм перестал выдавать свои "сюрпризы".

Знаю и другие похожие случаи – правда, не в таких подробностях. Знаю случай, когда аллергия на животных совершенно внезапно возникла у нашей знакомой после того, как нелюбимая свекровь пообещала подарить внуку щенка. О! Там не только на зверей была реакция, там дело дошло до острейшей сенной лихорадки с кровавыми ранами на руках. Но было это недолго. Потом подросший сын сам завел собаку – и все аллергии тут же мгновенно улетучились...

Короче говоря, с аллергиями, тем более, на животных, все совсем не так уж просто. Вроде бы, и аллерген очевиден, и механизм ясен – а очень многое остается вне нашего внимания.

Еще раз повторю: я не человеческий врач, поэтому в дела homoмедиков не лезу. Я делюсь тем, что наработал по своей специальности, и немножко – личными наблюдениями. Я вижу кое-какие аналогии. А выводы делать вам... Хотите – верьте, не хотите – как хотите.

А у вас есть, что рассказать об этом?




Дорогие друзья! Моя специальность – ветеринарная (клиническая) психология и разные аспекты психосоматики. От стрессовых реакций до серьезных психогенных болезней. Есть вещи, с которыми не справиться ни дрессировкой, ни с помощью "обычных" врачей. Вот этим-то я и занимаюсь!

Я всегда рад дать нужный совет. Пишите в lapchuck@vetpsy.ru, а лучше – сразу стучитесь в скайп jorje0473 или телеграм @VetPsychologist .