Найти в Дзене
Азиатка

Первая новогодняя ёлка и интересные каникулы.

Фото из семейного архива. Стою я, Тома на руках держит Павлика.
Фото из семейного архива. Стою я, Тома на руках держит Павлика.

Ранее: Мы на колхозном дворе и первый сбор хлопка.

Осенью отца положили в больницу в Сары-Агаче с диагнозом – туберкулез легких. Несколько месяцев его не было дома. Матери пришлось крутиться самостоятельно – ездить фотографировать свадьбы, а это с ночевкой, да по несколько дней, да в дальние аулы. Чтобы я не пропускала школьные занятия, мать попросила сидеть с нами Тосю, свою подругу.

Тося приходила к нам с утра на весь день, иногда оставалась ночевать. С ней мне было легче, хоть и при ней крутилась, как волчок, Тося не давала сидеть, да и дети ко мне чаще обращались, чем к Тосе со своими просьбами, а Павлик засыпал только тогда, когда я рядом.

В школе тоже было интересно. Нас перевели в другое двухэтажное здание через дорогу чуть левее нашего двора. Класс Толика был рядом. Отметила тогда, что в его классе тоже учатся сестры и братья моих одноклассников. Вообще в Черняевке было очень много родственных семей. Витин класс остался в одноэтажной школе рядом с домом.

На переменках играли в лапту, догонялки, кто—то гонял мяч, кто-то играл в классики или прыгал через скакалки. Когда начиналась перемена, то все дети шумной гурьбой высыпали на широкую веранду перед классами и неслись к прямой деревянной лестнице. Все хотели быстрее оказаться на игровом поле и в результате на узкой лестнице получался сильный затор.

Чтобы не застревать в заторе, те, что посмелее отходили к дальней стенке веранды, перекидывали ноги через перила и прыгали со второго этажа на небольшой холмик в углу двора. Среди них были и я с Толиком. Первое время я не разрешала Толику прыгать со второго этажа, он ведь младше меня, но потом перестала его сдерживать.

Те, кто прыгал с веранды ни разу не получили никакой травмы, а дети, побывавшие в заторах на лестнице, ломали ноги, разбивали головы и получали другие травмы. Мелкие ссадины и травмы я замазывала йодом или зеленкой, а с крупными вели в фельдшерский пункт чуть дальше одноэтажной школы. Скорая помощь тогда там не ходила, да и сейчас не знаю есть ли она там.

Отца выписали из больницы, он вышел на работу, а ночами сидел за обработкой фотопленок и фотографий. Работали они усиленно, скандалов почти не было. Дома лучше стало с продуктами, купили кое-какую одежонку и стол кухонный, который поставили у одной из пустующих стен в нашей комнате. Что-то стали шушукаться и часто ездить в Ташкент вдвоём и прятать от нас покупки на самой верхней полке.

В один день из Ташкента они привезли настоящую ёлку, которая пахла хвоей, на стволе которой были янтарные капельки вязкой смолы, и мы старались потрогать ствол, чтобы она прилипла к нашим рукам, и нюхали её. Мы гладили ее иголки, и когда она кололась, весело смеялись. Ёлочка была небольшой, но столько радости она принесла нам.

Мы видели, что у соседей через дорогу, к кому мы ходили за молоком, ёлочка уже стоит на табуретке нарядная, а под ней на вате конфетти. Почему-то они особенно волновали наше воображение. В один день родители поснимали с верхних полок то, что они привозили с Ташкента и так тщательно оберегали от нашего любопытства. Это были стеклянные и ватные ёлочные игрушки. Одевали ёлку поздно вечером, когда малыши уже спали и только мне и Толику разрешили участвовать в этом процессе, скорее подавать игрушки матери, которая распределила их по всей ёлке. Электрических гирлянд не было, но зато были настоящие ёлочные бусы. Как они переливались!

Когда отцу было необходимо срочно купить какие-то химикаты. а он был занят, то за покупками отправлял меня в Шура-Базарский магазин, куда надо было ехать на автобусе. Туда я ездила самостоятельно, а там под новый год продавали какие-то особенные игрушки из стеклянных, блестящих трубочек, собранные в самые невероятные завораживающие фигуры. У меня и мысли не было, что можно купить их. А тут на нашей ёлке появились и эти игрушки.

Как только все игрушки были развешаны по ёлке, мать на каждую ёлочную ветку положила вату, имитирующую снег, а на макушку посадила верхушку. Очень сожалели, что не смогли найти пятиконечную звезду. Елка была водружена на вновь приобретенный кухонный стол у стенки с наказом беречь от Жорки, нашего кота, и самим не трогать руками. Это была наша первая настоящая ёлочка, которая пахла хвоей, лесом и Новым годом!

Утром, еще не протерев глазки, малыши окружили ёлку и охам, ахам не было конца. Им тоже хотелось потрогать всё. Когда более-менее нагляделись на ёлку, нас одели в новые наряды, вручили по бумажному пакетику с подарками от Деда Мороза и поздравили с Новым годом.

Мы были заняты созерцанием ёлки и поеданием подарков, где были орехи – наш предел мечтаний, изюм, другие сухофрукты и яблоки, много различных конфет. Родители тем временем делали винегрет, жарили пирожки с картошкой, квашенной капустой, свеклой, морковью и рисом с яйцами. Всё это каждого вида по большому эмалированному ведру. Сварили двухведерную кастрюлю борща с фасолью, свеклой и свиными шкварками. Такой вкусный борщ могли варить только родители.

Мы не задавались вопросом куда столько? Днём нас накормили борщом и пирожками, напоили компотом из сухофруктов. Разрешили пригласить своих друзей. На полу в комнате постелили одеяла, и мы играли в разные настольные игры, попутно поедая пирожки и конфеты, почти до десяти вечера, пока к нам не пришли гости. Дети ушли довольные и обещали прийти на следующий день.

Все гости в один голос спрашивали готов ли борщ? Что если нет, то они сразу уйдут. Родители смеялись и говорили, что готов и всем хватит. Стол накрыли в первой комнате, а нас попросили лечь спать и не мешать взрослым праздновать. Даже разрешили взять в постель пакеты с подарками. А у нас и так от насыщенного впечатлениями дня веки слипались. Все уснули быстро, а утром обнаружили свои пакеты с подарками возле своих кроватей на табуретке.

Фото из интернета. Подобные игры, лото на разную тематику, шашки и много других незатейливых игр, которыми и в которые  мы играли на каникулах.
Фото из интернета. Подобные игры, лото на разную тематику, шашки и много других незатейливых игр, которыми и в которые мы играли на каникулах.

Наши друзья, как и обещали пришли к нам почти сразу после завтрака, прихватив с собой своих братьев и сестренок, а кто и друзей. У нас стало шумно, но отец раздал игры, создал команды, очередность и всем стало интересно, даже малышам. Потом всем загадывали загадки, кто отгадывал получал в награду конфету. Все старались отгадать. А сколько сказок было прочитано, сколько стихов выучено и всё играючи.

Потом отец выставлял большое блюдо с пирожками, и дети, не надкусив, пытались угадать начинку пирожка. Кому-то не нравилась его начинка, но всегда находился желающий поменяться.

Каникулы пролетели быстро и неожиданно. Однажды вечером отец просто объявил, что завтра в школу, а потому надо расходиться пораньше. Послышалось многоголосое: - «У-у-у.». Но отец сказал, что они всегда могут приходить к нам играть на выходные, если успеют выучить все уроки. Всё это было сказано под громкое ура!

Да, во время каникул отцу пришлось вновь жарить пирожки на всю нашу команду и варить компот, который тоже поглощался детьми вёдрами. А тот борщ на второй день взрослые не оставили. Хотя и смеялись, что если хочешь вчерашний борщ, то приходи завтра.

Далее: Вот так и жили.

К сведению: Это одно из моих воспоминаний на моем канале "Азиатка" , начиная со статьи "История знакомства моих родителей". За ними следуют продолжения о моей жизни и жизни моей семьи. Не обещаю, что понравится, но писала о том, что было на самом деле.