У пехотного британского тяжёлого танка «Черчилль» было много недостатков. Но бронирование к таковым не относилось. До 1944 года этот танк был самым защищённым танк в мире. Спереди его защищали плиты в 102 мм толщиной; сзади – 64-миллиметровые. У советского тяжёлого танка КВ броня была не более 75 мм.
Удивительную живучесть этого танка показал впечатляющий бой у озера Белое, в Ленинградской области, который был в конце марта 1943 года.
22 марта, в 8:30 утра, пятёрка «Черчиллей» 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва Волховского фронта пошла в атаку на немецкие позиции. При этом наша пехота их наступление почему-то не поддерживала. По официальной версии – штаб 374-й стрелковой дивизии операцию отменил, но танкистов об этом не уведомили. Газета «Правда», разместившая 15.04.1943 статью об этом бое, написала уклончиво: «следовавшая за танками пехота осталась позади».
Неподвижные, но не потерявшие огневой мощи
Танки, которыми командовал капитан Николай Белогуб, прорвали линию обороны противника, уничтожили несколько его огневых точек и орудий, но и сами пострадали от огня немецких противотанкистов. Один «Черчилль» смог отступить назад, а четыре были подбиты. Ну как подбиты – обездвижены. Их броня оказалась противотанковым орудиям немцев не по зубам. Они перебили гусеницы танков, а их экипажи оставались внутри неподвижных машин и продолжали вести огонь по врагу.
Долгое время безуспешно пробуя уничтожить «Черчилли» из противотанковых пушек и ружей, немцы привлекли к делу миномёты. Запуская мины сверху, по навесной траектории, они пытались пробить крышу «Черчилля»: она всего 20 мм толщиной. К неподвижным танкам периодически пытались подобраться вплотную и поджечь их.
Не получилось. «Черчилли» превратились в бастионы, а их экипажи стали гарнизонами этих мини-крепостей. Ночью танкисты могли бы потихоньку выбраться из машин и отползти к своим, но они решили остаться и продолжить бой – боеприпасы для этого имелись в большом количестве.
В итоге, они и бились до тех пор, пока не израсходовали все боекомплекты: с 22 по 26 марта 1943 года. По ночам группы автоматчиков доставляли осаждённым танкистам продовольствие и боеприпасы.
За эти дни «Черчилли» Белогуба уничтожили артиллерийскую батарею, 4 дзота, три ПТР, один миномёт, склад боеприпасов, несколько десятков вражеских солдат и офицеров. Немцы многократно предлагали танкистам сдаться в плен, потом – оставить свои повреждённые боевые машины и беспрепятственно уйти к своим. На это Белогуб с товарищами отвечали огнём. Когда немцы со связками гранат и горючей смесью подбирались вплотную к «Черчиллям», танкисты отгоняли их гранатами, бросая их через люки.
В самые критические моменты, когда наседающая пехота противника особенно настойчиво атаковала танки, Белогуб вызывал на себя огонь артиллерии. Пытаясь воздействовать на танкистов психологически, немцы выставили перед танком капитана деревянный крест.
Эвакуация с поля боя и награда
26 марта на подмогу танкистам Николая Белогуба пришли ещё два «Черчилля» из 50-го полка прорыва, со взводом пехоты 374-й стрелковой дивизии.
«После каждого обстрела возвращался в бой»-как советский солдат отбил 19 немецких атак
Этой «группе спасения» удалось зацепить танк Белогуба и отбуксировать его в тыл. При этом экипажи трёх других подбитых танков отошли с пехотой, без потерь. Эвакуированный танк весь был покрыт вмятинами от множественных попаданий; все его люки, кроме одного, были заклинены, все триплексы – выбиты.
В «Правде» от 15 апреля 1943 года значатся имена боевых товарищей Николая Белогуба, участвовавших вместе с ним в этом деле: лейтенант Алексей Афанасьев, лейтенант Александр Перепелица, сержант Яков Юдаев, младший сержант Борис Сакмаров.
«Бывалый воин Николай Белогуб знает: для советских гвардейцев безвыходных ситуаций нет. Участник сражений под Москвой и Сталинградом, он не один раз смотрел смерти в глаза. Крепким словом в адрес фрицев он отгонял невесёлые мысли, удачной шуткой поднимал настроение уставшим товарищам», – с восхищением писал автор статьи, военный корреспондент «Правды» Л.Ганичев.
За этот подвиг командир 50-го танкового полка прорыва подполковник Степан Шутов в тот же день (26 марта) представил командира роты капитана Белогуба Николая Даниловича к ордену Красного Знамени. Командование Волховского фронта оценило заслуги танкиста ещё выше: он получил награду полководческого уровня – орден Суворова третьей степени.
Как советские танкисты могли схватить Гитлера в 1943 году
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!
А теперь вопрос читателям: