Найти тему

Ядовитые отношения: явление буллинга

Чудесные школьные годы, когда ты постепенно начинаешь адаптироваться в обществе, постигаешь всю эстетику и истерику молодости, тайно мечтаешь стать героем из фильмов с ощутимой подростковой атмосферой: из «Клуба «Завтрак»», например, или романтичным участником «Общества мертвых поэтов». Школа – это для каждого свое. У кого-то она ассоциируется с исключительно приятными вещами: хорошими оценками, любимыми преподавателями, настоящей дружбой. И это замечательно, так и должно быть! Но есть другие. Для них школьный период может ассоциироваться с желанием поскорее вписаться в проходные баллы ЕГЭ и забыть, как плохой сон, свод правил, неравенство, насмешки со стороны одноклассников, в общем, - жгучий дискомфорт и злобу, которую они впитывают на протяжении определенного времени.

Поговорим о тех «других», кто прошел посвящение в круги избранных, ощутил на себе жестокость и язвительность, которую могут проявлять подростки в кругу себе подобных, но заметно выделяющихся на общем фоне. В английском языке есть термин, описывающий явление травли среди подростков: буллинг — (травля, от англ. bully - задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного члена сообщества другими (особенно среди школьников и студентов).

Первый этап: почему возникает буллинг?

Главная причина — наличие возможности травить кого-либо. Если ребенка уже сочли удобным для травли и это не удается пресечь, он останется жертвой. Подростки чувствуют слабость, как акулы запах крови, - за километр. Причем не важно, какая у ребенка успеваемость в классе, какие у него физические или интеллектуальные способности, внешность или материальное положение. Достаточно лишь наклеить ярлык. Стать «мишенью» может любой. Что-то вроде «Голодных игр» наизнанку. Унижение посредством злых насмешек, оскорбления – в своем роде школьный усилитель вкуса, органично растворяющийся в сложившейся системе.

Травля предполагает, что агрессор имеет больше влияния, сил и власти, чтобы воздействовать на жертву. Буллером может быть кто угодно: педагог ли, крепкий ли восьмиклассник/пятиклассник (дело не в цифрах), вымещающий свою ущербность, приправленную яростью, на одноклассниках или же милая девочка, не упускающая возможность уколоть жертву своим острым языком, желая оказаться в центре внимания, отомстить или самоутвердиться за чужой счет.

Второй круг: как обычно проявляется травля?

Травля может быть прямой, когда ребенка обзывают, дразнят, портят его вещи. Или косвенной — распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы не дружим с тобой»), избегание. Жертвой становится ребенок, который просто удобен для травли из-за особенностей внешности и психики.

Третья ступень: последствия

Вследствие травли у ребенка развивается ненависть к себе за неспособность справиться со всем этим, низкая самооценка, повышенная тревожность, ощущение беспомощности.

Я слышала немало историй жертв травли среди подростков. Это — лишь несколько примеров

«Мои одноклассники долгое время издевались надо мной и оскорбляли за мою прическу. Я захотел волосы немного длиннее. Мальчишки говорили, что побьют меня, обзывали... Я не знал, как быть в этой ситуации. Я не хотел говорить учителю или родителям, начался бы скандал, и я бы снова был «мишенью»».

7 класс

«В пятом классе, когда нас стали возить на экскурсии, однажды меня укачало в автобусе. Меня тошнило. С этого момента я получила кучу прозвищ по этому поводу, обидных и неуместных, одноклассники постоянно пытались облить меня чем-то (от воды до краски). Это стало привычной частью жизни. Я игнорировала их, даже когда терпение было на исходе, от меня отстали только в старших классах».

5 класс

«Я была в десятом классе, однажды меня позвал гулять парень. В парке нас встретили мои одноклассницы. На следующий день, войдя в класс, я ощутила 28 презрительных взглядов, направленных прямо мне в лицо. Все мои одноклассники вели себя откровенно нагло, перешептывались, чтобы я слышала каждое слово, называли меня, как попало. Каждый раз, когда вечером я шла по парку, одноклассницы кричали мне оскорбления вслед на всю улицу».

10 класс

Четвертый круг: зрительский интерес

Целенаправленные издевательства часто становятся предметом зрительского интереса. Буллинг эволюционирует, прекрасно вписывается и в виртуальный мир. Например, когда в сети разлетаются скриншоты переписок с грязными подробностями, а народ, жадный до всяких скандальных явлений, быстренько разносит их между собой, откровенно травит и без того настрадавшегося ребенка, тычет пальцами и преследует, раззадориваясь все больше и больше, словно получая энергию от терзаний жертвы, включаясь в охотничий азарт. Участники этого процесса везде одни и те же: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля в реальной жизни и кибербуллинг часто могут происходить одновременно. Разница в том, что второе оставляет цифровой след.

Пятый элемент: молчание

Большинство детей, особенно те, кто постарше, не станут рассказывать о том, что над ними издеваются в школе своим родителям или жаловаться учителям. В таком состоянии они могут замкнуться, как бы выстроить неприступную крепость вокруг себя, оставшись тет-а-тет с развивающейся и стремительно растущей неуверенностью в себе, приправленной комплексами и расстройствами.

Шестой шаг: обрати внимание

Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка, таким, как напряженность и страх при появлении ровесников; обидчивость и раздражительность; грусть и неустойчивое настроение; отсутствие друзей; никто не хочет с ним сидеть за партой; ребенок является постоянным объектом шуток и др.

Седьмое: помочь себе можешь только ты сам, но поддержка со стороны – невероятно важна.

Важно понять, что в ситуации буллинга не работает принцип: «лучшая защита – нападение». Здесь сосредоточено множество деталей и нюансов, следует работать над собственной самооценкой, анализировать ситуацию не на эмоциональном уровне, а на рациональном. В некоторых случаях помогает игнорирование обидчика, цель которого – вывести жертву из себя, получить реакцию. Не нужно считать, что издевательства порождены только вашей неуверенностью в себе. Жертва – не виновата. Часто обидчиков мучают проблемы в семье или личного характера. Психологи утверждают, что педагог должен уметь вовремя выявить признаки начинающегося буллинга, отличить его от ординарного конфликта, знать и уметь действовать в таких условиях.

Никогда не нужно забывать, что все люди способны чувствовать, и все они – абсолютно разные. Никому не нравятся откровенные издевательства, никто не хочет становиться той самой «мишенью», никто этого не заслуживает. Давайте помнить, что каждый заслуживает уважения, мы все только учимся. Необходимо всегда оставаться людьми.