Найти в Дзене
ЖурналистЪ

Поясняю за дисбат: иерархия и жизнь на «дизеле»

Возникло много вопросов к материалу

Первый материал вышел неделю назад, и ребята из редакции «Журналиста» прислали мне вопросы, которые задавали читатели под статьей.

На все вопросы ответить не смогу, но отвечу на основные, которые вас волновали. Первое, что скажу и обозначу: все вот эти «автор не служил» и подобные вещи. Служил в 2010/2011 годах, имеется запись об этом в военном билете. Служил год, как и положено по закону. Многие комментаторы, наверное, об этом забыли, что служба в армии — это год, а не два и не три. Также многие комментаторы забыли, наверное, что с 90-х годов не просто абсолютно всё изменилось в армии, но и изменилось законодательство, касающееся Российской армии. Вот люди пишут, что «дизеля» боялись больше, чем тюрьмы. Но потом смотрю, а человек говорит про 80-е годы. Тогда было не просто иное время, а иная страна. В 90-е всё ухудшилось, но когда служил я, и попал в дисбат по причине драки и причинению вреда здоровью средней тяжести, с тех самых 90-х прошло десять лет.

Почему отправили в Читу со Ставрополя? Очень просто: я родом из Новгородской области, где находится второй дисбат. Да, их в России всего два — в Нижегородской области и в Забайкальском крае (Читинском районе). Больше дисбатов в России нет. Тут же сразу отмечу, почему вернулся дослуживать. Это решение принимает комиссия, испросив мнения командира части, где я служил. Мог и домой поехать, но вел себя, как написали в рапорте «показал себя несговорчивым с руководством, отказывался от работ на территории части». Поэтому решили отправить меня дослуживать примерно 2,5 месяца.

На территории части было четыре роты: одна рота (первая) — солдаты, залетевшие по тяжелым статьям (из разряда не сидел, но стремлюсь очень), а три роты — по всякой лёгкой и средней ерунде. Я отбывал наказание во второй роте. Что касается иерархии, то в основном ходили понятия «фофан» и «нифель». Рота охраны — «вертухаи», как в тюрьме. Кто-то написал, что по моей статье не предусмотрен дисбат: повторяю — это телесные средней тяжести, а не тяжкие (часть 1 ст 335). И это — дисбат. По крайней мере, так решила комиссия из округа, которая рассматривала моё дело.

Что касается распорядка, то примерно так: в 6 подъем (мыльно-рыльные дела, завтрак), потом два часа на устав, остальное время до обеда — это либо строевая, либо физические упражнения (нормативы и танцы с бубном). После обеда примерно всё то же самое, но иногда были работы по разгрузке и загрузке всякого добра. Каждый час — построение и поверка 10 мин. Бегом и строевым по расположению передвигалась только первая рота, которые с тяжкими преступлениями. Мы же ходили просто, но не «расхлябисто», обычным чётким выверенным шагом, но не размахивая руками и не задирая носок сапога как при строевом. Хотя, были дни, когда вся часть, как солдатики ходили строем с утра до вечера, когда у начальника настроение плохое. Неуставных отношений почти нет. Говорю «почти», потому что за год одного бойца сильно избили (сдал кого-то из соседней роты). Но это только один раз случилось.

Бежать из дисбата особо некуда, та и смысла нет.
Бежать из дисбата особо некуда, та и смысла нет.

Еще раз повторю, служилось там тяжковато, но терпимо вполне. Мне ребята из взвода рассказывали, что служили где-то под Комсомольском-на-Амуре, так там условия были гораздо хуже дизеля: холод, ветер и соленая рыба семь раз в неделю. Они реально тощие были, как ветки, все в гнойниках и проплешинах. В дисбате через пару месяцев хоть на людей стали похожи. Я потому и говорю, что дизель, иногда, получше некоторых частей будет. А все те ужасы, которые я в комментариях прочитал, уже в прошлом. Дизель уже давно не то, что было в 90-е или 80-е годы, когда там сидели преступники, которые служить пошли после малолетки. Сейчас таких даже в армию не берут.