Вечная мерзлота, непроходимые болота, отсутствие какой-либо инфраструктуры, малонаселенность, тяжелые и холодные зимы и короткие летние периоды накладывают отпечаток на работу и проживание в северных районах России. И наличие специального транспорта высокой проходимости становится решающим фактором, средством передвижения, а не роскошью.
Техника севера
В конце нулевых компания «Ямалспецмаш», подрядчик Газпрома пришла к выводу, что ни один из существующих образцов вездеходной техники не соответствует требованиям эксплуатации в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
Именно тогда было решено приступить к разработке собственного вездехода.
Первые образцы, которые получили название «Ямал» в честь тяжелой вездеходной техники, выпускавшейся еще в СССР, появились в 2009 году. Они были подвергнуты самым суровым испытаниям, которые определили необходимые требования к конструкции машин и позволили внести в нее ряд изменений.
В 2010 г. на заводе в Ульяновске начался выпуск снегоболотоходов. Первым из них стала модель ЯМАЛ Т–6L, созданная на базе автомобиля УАЗ Патриот. Через небольшое время линейка моделей пополнилась тяжелым вездеходом ЯМАЛ B6, созданным на базе МАЗа.
Постепенно в серии появились машины на двух- и трехосных шасси с разнообразной модификацией: буровые установки, агровездеходы, лесопатрульные машины, топливозаправщики и многие другие.
К сожалению, мощность производства позволяет выпускать всего лишь 2–25 легких вездеходов и 7–10 тяжелых. Впрочем, объемы определяются не только желаниями потребителей, но и их возможностями. Техника получается недешевая.
Технические характеристики модели
Легковые варианты вездехода ЯМАЛ в настоящее время выпускаются в четырех комплектациях: Базовая, Classic, Comfort и Limited. Базовая модель оборудована лебедкой, блокировкой дифференциала, противооткатным упором со специальным креплением (2 шт.), счетчиком мотор-часов, домкратом, динамометрическим ключом, компрессором и ремонтным ЗИПом.
На машину установлены тяговые мосты с тракторными редукторами. Задний свет при движении назад обеспечивается фарой Wexem.
При колесной формуле 6х6 масса автомобиля составляет почти три тонны при грузоподъемности 600–800 кг (500 кг на плаву). На машину ставится двигатель JMC JX493ZLQ3, пятиступенчатая механическая коробка передач. Топливо — ЗМЗ-409.100. четырехместный автомобиль развивает скорость до 65 км в час и может преодолевать подъемы до 45 градусов.