Найти тему
Записки КОМИвояжёра

«Карнавальная ночь»: это не комедия, это новая жизнь!

«Карнавальная ночь» была третьим художественным фильмом молодого режиссера Эльдара Рязанова: в 1956 году ему исполнилось 29 лет. До этого он снял несколько документальных картин, вполне заурядных. И два ничем не приме­чательных художественных фильма вполне в духе социали­стического реализма.

Главный по комедиям

Иван Пырьев, все­могущий директор «Мосфильма», настоял на том, чтобы Рязанов снимал комедию и шантажировал, что больше работы не даст.

От сценария Рязанову стало тошно: в нем фигурировали не живые люди, а черно-белые маски. Он придумал выход: «Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил несообразностей».

Пырьев потре­бовал дать ключевую роль бюрократа Огурцова Игорю Ильинскому. Ря­занов боялся, что Игорь Владимирович станет повторять своего Бывалова из сверхпопулярной «Волги-Волги». В итоге режиссёр и артист создали завер­шенный образ бюрократа: «Огурцов не похож на иных начальников... открыт, прост... демократичен. Но при всем том Огурцов – законченный дурак».

На роль главной героини, очаровательной Леночки Крыловой, пробовалась 20-летняя студентка ВГИКа Людмила Гурченко. Проба не получилась. Костюмер одел ее в неудачный наряд. Ос­ветитель плохо поставил свет. А оператор бездарно снял. А ещё Гурчено говорила с сильным украинским акцентом. Прогнали и начали лихорадочно подыскивать другую исполнительницу.

Но в коридоре Людмила столкнулась с Пырьевым. Он опять привел ее к Рязанову. Теперь пробу провели под его присмотром на высшем уровне, и после выхода «Карнавальной ночи» все девушки страны захотели вы­глядеть, как Гурченко. А её невероятная талия сводила с ума мужчин и доводила до слёз женщин.

«Положительная» деспотия

В течение всего времени съемок Пырьев буквально покоя не давал Ря­занову. Контролировал каждый его ре­жиссерский шаг. Заставлял переснимать каждый не понравившийся ему эпизод. Но и на похвалу скуп не был. Пырьев совершал все эти де­спотические маневры с единственной целью – сделать, чтобы фильм молодого режиссера, которого считал талант­ливым, «взлетел».

В ходе съемок под приглядом Пырьева родился еще один персонаж, маленькую роль которого разобрали на цитаты. Речь о лекторе Общества по распространению на­учных и политических знаний в ис­полнении Сергея Филиппова с его «научной лекцией»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – наука пока еще не в курсе дела».

-2

Зимнее чудо

За год комедию «Карнавальная ночь» посмотрели 50 миллионов зрителей. Многие, несмотря на морозы, вы­стаивали огромные очереди в кассы кинотеатров за билетами на «Карна­вальную ночь».

Но сначала фильм показали начальству на Мосфильме, и вынесено было решение: отстранить Рязанова от работы, передать фильм другому режиссёру, чтобы вытягивал до необходимых стандартов. И опять Пырьев надавил своим авторитетом, запретив отстранять режиссера от съемок. Его поддержал другой авторитет – Игорь Ильинский, который дал понять, что ему безразлично суждение «знатоков». Он же посоветовал Гурченко готовиться к бремени популярности.

А советская критика объявила, что «фильм «Карнавальная ночь» провальный, потому что совершенно безыдейный!»

Итог всей истории этих съемок мы знаем – зрители восторженно хохотали, фильм смотрели несколько раз, так увлекал легкий и занимательный сюжет, каскады шуток, прекрасная музыка и милые, в то же время умные и добрые песни – по сути, Рязанов снял цветной и увлекательный мюзикл (правда, от такого термина шарахались критики – это там, на западе, мюзиклы, а наши фильмы зовут к труду и борьбе!)

Картина как бы говорила: кончилась мрачная эпоха, начинается доброе и счастливое время, которое, по словам одного из критиков, «словно рвалось наружу из картины».