«Карнавальная ночь» была третьим художественным фильмом молодого режиссера Эльдара Рязанова: в 1956 году ему исполнилось 29 лет. До этого он снял несколько документальных картин, вполне заурядных. И два ничем не примечательных художественных фильма вполне в духе социалистического реализма.
Главный по комедиям
Иван Пырьев, всемогущий директор «Мосфильма», настоял на том, чтобы Рязанов снимал комедию и шантажировал, что больше работы не даст.
От сценария Рязанову стало тошно: в нем фигурировали не живые люди, а черно-белые маски. Он придумал выход: «Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил несообразностей».
Пырьев потребовал дать ключевую роль бюрократа Огурцова Игорю Ильинскому. Рязанов боялся, что Игорь Владимирович станет повторять своего Бывалова из сверхпопулярной «Волги-Волги». В итоге режиссёр и артист создали завершенный образ бюрократа: «Огурцов не похож на иных начальников... открыт, прост... демократичен. Но при всем том Огурцов – законченный дурак».
На роль главной героини, очаровательной Леночки Крыловой, пробовалась 20-летняя студентка ВГИКа Людмила Гурченко. Проба не получилась. Костюмер одел ее в неудачный наряд. Осветитель плохо поставил свет. А оператор бездарно снял. А ещё Гурчено говорила с сильным украинским акцентом. Прогнали и начали лихорадочно подыскивать другую исполнительницу.
Но в коридоре Людмила столкнулась с Пырьевым. Он опять привел ее к Рязанову. Теперь пробу провели под его присмотром на высшем уровне, и после выхода «Карнавальной ночи» все девушки страны захотели выглядеть, как Гурченко. А её невероятная талия сводила с ума мужчин и доводила до слёз женщин.
«Положительная» деспотия
В течение всего времени съемок Пырьев буквально покоя не давал Рязанову. Контролировал каждый его режиссерский шаг. Заставлял переснимать каждый не понравившийся ему эпизод. Но и на похвалу скуп не был. Пырьев совершал все эти деспотические маневры с единственной целью – сделать, чтобы фильм молодого режиссера, которого считал талантливым, «взлетел».
В ходе съемок под приглядом Пырьева родился еще один персонаж, маленькую роль которого разобрали на цитаты. Речь о лекторе Общества по распространению научных и политических знаний в исполнении Сергея Филиппова с его «научной лекцией»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – наука пока еще не в курсе дела».
Зимнее чудо
За год комедию «Карнавальная ночь» посмотрели 50 миллионов зрителей. Многие, несмотря на морозы, выстаивали огромные очереди в кассы кинотеатров за билетами на «Карнавальную ночь».
Но сначала фильм показали начальству на Мосфильме, и вынесено было решение: отстранить Рязанова от работы, передать фильм другому режиссёру, чтобы вытягивал до необходимых стандартов. И опять Пырьев надавил своим авторитетом, запретив отстранять режиссера от съемок. Его поддержал другой авторитет – Игорь Ильинский, который дал понять, что ему безразлично суждение «знатоков». Он же посоветовал Гурченко готовиться к бремени популярности.
А советская критика объявила, что «фильм «Карнавальная ночь» провальный, потому что совершенно безыдейный!»
Итог всей истории этих съемок мы знаем – зрители восторженно хохотали, фильм смотрели несколько раз, так увлекал легкий и занимательный сюжет, каскады шуток, прекрасная музыка и милые, в то же время умные и добрые песни – по сути, Рязанов снял цветной и увлекательный мюзикл (правда, от такого термина шарахались критики – это там, на западе, мюзиклы, а наши фильмы зовут к труду и борьбе!)
Картина как бы говорила: кончилась мрачная эпоха, начинается доброе и счастливое время, которое, по словам одного из критиков, «словно рвалось наружу из картины».