Дело было в начале марта 2016 года. Достигнув Анадыря мы твердо решили, что должны вернуться на "материк" своим ходом, а не дожидаться летней навигации.
С Чукотки на Колыму или 600 километров снежного безмолвия
Сказано - сделано. Но в одну машину по зимникам в Арктике? Какие сумасшедшие будут делать это? Примерно такая реакция была у кто узнал о таком решении.
Тем не менее, мы покинули Анадырь и уже преодолели 400 километров вездеходного следа до Эгвекинота.
Дороги Чукотки. Там выживают только КАМАЗы и УРАЛы
Впереди у нас было еще около 450 километров знакомого зимника на Мыс Шмидта, который не должен был преподнести неожиданностей и который обслуживала уже знакомая нам артель старателей "Майна".
За прошедшие три недели с момента нашего пути в Анадырь, немного потеплело и в реке Амгуэма стала сильно прибывать вода. Когда мы добрались до реки поздним вечером, то в том месте, где несколько недель назад мы мчали по льду реки со скоростью 50 км/ч - сейчас образовалась открытая вода и множество наледей.
Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?
Что такое наледи? Наледи – поверхностные наслоения льда, появляющиеся в результате выхода речной или морской воды на основной лед. Достигая глубины до метра, эта вода может долгое время не замерзать, образовывая лишь тонкую корку, которая не всегда выдерживает автомобиль.
Вообще, наледи - серьезная проблема для северных водителей. Тяжелый грузовик попав в наледь самостоятельно из неё может уже и не выбраться.
Поэтому грузовые автомобили редко идут на маршрут в одиночку.
Самая восточная дорога России. Мыс Шмидта - Иультин - Эгвекинот
Стоит ли говорить об опасности наледей для обычных легковых автомобилей?
Но на противоположном берегу уже стояла колонна артели "Майна" и днем они собирались оценить обстановку, найти новое место переправы с прокладкой участка зимника в обход реки.
И как это бывает, но все "авантюрные" решения в таких приключениях принимаются только тогда, когда есть второй шанс и ошибку можно исправить.
В тех случаях когда рядом с нами не было никого и помощи ждать неоткуда, мы тщательно выверяли каждый свой шаг.
Поэтому зная о подмоге на том берегу, решил не дожидаясь утра переправиться через реку в нескольких километрах выше по течению и это была первая ошибка.
Изучил карты, выбрал траекторию через галечные отмели и прошел выбранное место переправы через галечные отмели и ширину основного русла реки в 200 метров. Но в отсутствии пешни и ледобура уже не смог промерить толщину льда и эта была вторая ошибка.
Но в свете фар не было видно, что цвет льда имеет молочный оттенок, а фактура напоминает рыбную чешую - основной признак молодого льда, который выдерживает человека но уже не держит автомобиль.
А дальше как в замедленном кино.
Проехав метров 80 по основному руслу, автомобиль проломил тонкий лед и провалился в наледь, глубиной около 60 сантиметров.
С одной стороны нам повезло, что вода не дошла до салона, а с другой - самостоятельно выбраться мы уже не могли даже назад.
Оставалось ждать утра пока колонна артели найдет место для новой переправы.
На улице температура привычно опустилась до -40С и вода в наледи быстро превращалась в тонкий лед. Каждый час приходилось обходить вокруг машины и разламывать образующийся лед.
Но если этого не делать, автомобиль за несколько часов будет вморожен в реку и доставать его будет уже непросто даже с помощью техники.
И вот спустя 12 часов после попадания в ледяной плен, к нам подошла помощь. Оценив возможные варианты приняли единственное верное решение - трактором К-700 разламывать лед по ходу движения автомобиля и после этого выходить своим ходом.
А через 20 минут операция по вызволению была уже завершена. К счастью, такая авантюра закончилась практически без потерь для автомобиля, но опыт и урок был усвоен надолго, а мы продолжили свой путь к Мысу Шмидта.
Но к сожалению, такие удачные случаи вызволения из плена наледей бывают нечасто. Если бы мы попали в пустоты, провалы или более глубокую наледь, или не будь рядом колонны с тяжелой техникой - то все могло закончится печальнее.
В Якутии, например, чтобы вызволить грузовую машину из ледового плена, если не смогли этого сделать в первые несколько часов, может уйти до нескольких месяцев и довольно приличная сумма денег. Специальные наемные бригады день за днем вымораживают автомобили, попавшие в западню. С легковыми немного проще, но до тех пор, пока она не оказалась вморожена в ледовую ловушку. Иначе остается только один путь - многодневное и утомительно вымораживание. Но об этом я расскажу в одном из следующих репортажей.