В творчестве британской группы Queen есть немало песен с научно-фантастическими сюжетами. И это совсем не кажется удивительным, учитывая, что большинство из них написаны астрофизиком Брайаном Мэем. В таком случае мы можем рассчитывать, что в подобных текстах соблюдены два основных принципа science fiction – принцип научной правды и принцип художественной правды. В этих композициях наблюдается различное соотношение этих принципов, в зависимости от того, какие цели были поставлены автором. Поэтому даже в треках, рассчитанных на самую широкую аудиторию, не будет нарушаться логика научного повествования. Такие тексты в равной мере воздействуют и на интеллект, и на эмоции, тем самым соединяя науку и искусство как две формы познания. Рассмотрим это на примере песни Queen«’39» с альбома «A Night at the Opera».
Данную композицию можно отнести к так называемой темпоральной фантастике (хроноопере), которая строится вокруг путешествий во времени. В основе сюжета песни - рассказ о нескольких добровольцах, покидающих родную планету. Им предстоит длительное путешествие к самым дальним уголкам Вселенной. Через год они возвращаются на Землю, но из-за различного течения времени там прошло уже целое столетие. Уже не осталось в живых родителей и жен добровольцев, которые смогли бы встретить путешественников. Один из астронавтов встречает свою постаревшую дочь, в которой видит свою жену. Таков краткий сюжет «’39».
В песне затронуто сразу несколько вопросов, включая проблему космодромии, то есть отсутствие технологии быстрого перемещения между звездными мирами. Чтобы достичь даже ближайших звезд (не считая времени на обратный путь), экипаж земного корабля должен будет двигаться со скоростью света, что в настоящее время не представляется возможным. Как ученый Брайан Мэй прекрасно знал, что субсветовая скорость вызывает релятивистский эффект, равный разнице во времени на порядок. Так, экипаж, вернувшийся на Землю через год биологического времени, нашел родную планету «постаревшей» на столетие.
Характерно, что доктор Мэй в данном случае не стал прибегать к «обычным уловкам» современной фантастки (например, он мог придумать технологии, которые никогда не будут осуществимы), а обыграл возможную проблему межзвездных путешествий. Если исходить из уровня сегодняшней физики, то такие путешествия могут затянуться на долгие годы, что лишает космические полеты какой-либо привлекательности.
Одновременно с этим возникает множество психологических проблем, связанных с возвращением астронавтов. Различное течение времени на Земле и в космосе лишает путешественников возможности застать живыми своих родственников, а также значительно осложняет их скорейшую адаптацию в новых условиях. Очевидно, что за долгие годы на планете произошли существенные изменения как в плане техники, так и с точки зрения социального устройства. «В 39-м году корабль прибыл с голубого неба, и добровольны в тот день вернулись домой. Они привезли добрые вести о новорожденном мире, но им было так тяжело на душе. Пусть Земля стара и уныла, мы отправимся к новому дому, но полюбить мы его не сможем», - читаем в тексте Брайана Мэя.
«’39» - история о потере родного мира, о конфликте двух реальностей, одна из которых существует только в памяти астронавтов. Так возникает мотив одиночества, который становится следствием подобного конформизма реального и ушедшего. Не по своей воле человек оказывается перенесен не в свое время и не в свой мир. Вероятна разница между миром, в каком жили когда-то главные герои, и миром, в который они возвратились. Можно лишь предположить, как все это время развивалось общество, но для автора «’39» на первый план выходит нравственная проблема космических путешествий. Нельзя не отметить, что подобный акцент оставляет широкие возможности для фантазии. Каждый слушатель может сделать свой прогноз о развитии драматической ситуации. Как развивалась цивилизация все это время? Готова ли она принять космических путешественников? Все эти вопросы и предстоит решить поклонникам группы. Например, можно представить, что во время звездной экспедиции развитие цивилизации проходило не естественным, а эволюционным путем, когда коренным образом ломались старые связи и отношения. Тогда мотив одиночества и поиск своего места в мире начинает звучать всё более отчетливо. Герои, вернувшиеся со звезд, могут по-прежнему любить родную планету, но в то же время испытывать страх перед новой реальностью мира.
В тексте невольно возникает вопрос о целесообразности космических полетов. Оправданна ли жертва астронавтов, которые оказываются изгоями в современном обществе? Полеты в космос породили стремление к новому, но проходящие в тех масштабах, которые запускают необратимые механизмы времени, исследовательские проекты теряют познавательный смысл.
В заключение можно лишь отметить, что композиция Queen «’39» являет хороший пример, когда внимательный слушатель способен конкурировать с автором. В песне Брайан Мэй затрагивает сразу несколько тем научной фантастики, но также оставляет слушателям возможность личного осмысления трека.