Найти тему
КостяШа

Оренбург и N...болы

Высказывание молодых журналистов о том, что Оренбург всегда был городом спокойным и здесь никогда не разгоняли митинги и публичные шествия, мягко говоря не соответствуют действительности. Скорее второе десятилетие было спокойным, что и запоминается в период сознательного существования некоторых индивидов. А вот первое десятилетие было не совсем мимимишным.

В начале века активными становятся националисты и национал большевики (нацболы-лимоновцы). Они сотрудничали с Союзом коммунистической молодежи (СКМ) и Авангардом красной молодежи (АКМ). Во главе ячейки нацболов стоял Радион Волоснев. В Оренбурге сформировалось достаточно мощное отделение НБП*, инициативное. Их и разгоняли, и били, и устраивали охоту на лидеров и активистов, проводили облавы перед акциями протеста, мало того устраивали провокации.

Замечу СКМ тогда руководил Нурлам Мунжасаров и его так же задерживали перед акциями и протестами. На стороне нацболов не редко выступал депутат Фролов. А с митингов лидеров НБП* эвакуировали от силовиков члены КПРФ на партийном транспорте.

Пятнадцать лет назад их лозунги были такими же как и сегодня - «Свободу политзаключенным», «Путина в отставку», «Мы научим вас любить Конституцию».

Я ходил на эти мероприятия еще в 2001 году и ездил за интервью в их "штаб-квартиру", где-то в подвальном помещении на ул. Чкалова. Потом уже в УБОПе (именно там ими занимались совместно с сотрудниками УФСБ Оренбурга) был организован спецотдел по работе с так называемыми экстремистскими организациями. К нацболам прикрепили специальных товарищей, для сопровождения и наблюдения. Радион Волоснев называет кураторами от ФСБ - Виктора Звонова и Андрея Балабанова.

В чести были так называемые "акции прямого действия". Лимоновцы закидывали противников яйцами и помидорами, приковывали себя наручниками в дверям прокуратуры, вывешивали растяжки, устраивали пикеты и выступления рок-групп.

Сторонников Лимонова в Оренбурге было не более 50-60 человек, но боролись с ними не менее 10 лет. Задержания продолжались до 2008-9 годов. Во время визита в Оренбург Уго Чавеса и Медведева на Чкалова была вывешена активистами-лимоновцами растяжка "Мы ненавидим правительство". УБОП в это время блокировал квартиры лидеров Нацболов.

В НБП* были как взрослые так и несовершеннолетние, их и били, и давали реальные сроки, как самому Лимонову впенлюрили 14 лет, и держали неделями в обезьянниках, и выматывали психологически. Они были яркими и больше создавали некие перформансы, напоминающие акции художников акционистов.

Их считали радикалами и поэтому не церемонились, - в конце-концов растоптали ко второму десятилетию по всей России. В нашей области Нацболы были явлением, которое поддерживало в городе хоть какую-то политическую жизнь. Это было поколение, выросшее на взлете свободы в 90-е. В большинстве своем неформалы, с Егором Летовым в плеере...

*Признана экстремистской организацией и запрещена на территории Российской Федерации