Найти тему
Эдуард Бакшеев

Как взломать код обучения иностранного языка

Оглавление

Будучи изобретателем я всегда ищу закономерности или четкую логику. В изучении иностранного языка эта задача кажется непостижимой, потому что язык это живой организм, который постоянно изменяется, эволюционирует и порой намеренно избегает правил в пользу выразительности или иных форм повествования. Но мне все же удалось что-то нащупать.

Чтобы найти решение, надо всегда правильно поставить проблему. Моя личная проблема была в том, что я никогда не видел финиша. Многие привыкли достигать целей, и, как правило, эти цели довольно понятны, например, пробежать марафон (42 км), или купить какой-то предмет через накопление, прочитать книгу и так далее. Здесь цели довольно достижимы. И добиваясь их, мы получаем некое наслаждение. Языки же учат всю жизнь. Там вообще нет никакого финиша. Да, это можно разбить на уровни, типа А1, Б2 и достигать последующего уровня, закрыв предыдущий. Но когда мы ставим цель “выучить иностранный язык” – это понятие очень размытое, и из-за этой размытости падает любая мотивация, которая сама по себе очень кратковременная.

Вторая важная проблема, это постановка вопроса. Подавляющее большинство обучающих проходят по одному сценарию: начинают учить новый язык, забрасывают, затем начинают снова и снова забрасывают. И после очередной неудавшийся попытки идут в Google с запросом “как выучить язык”. И в этом, как раз, кроется вторая проблема. Язык надо полюбить! И поверьте, таких запросов в Google Trends практически нет. Хотя это краеугольный камень вашего обучения.

-2

Вы должны в первую очередь понять, как вам полюбить новый язык. Возможно, вам нравится итальянская кухня, романтика испанского языка, или вам нравится звучание французского, а может краткость английского. Каждый может для себя сам найти, почему выбранный язык ему импонирует.

Код обучения

Теперь когда мы знаем, что в обучении нет никакого финиша, что вполне логично, я обнаружил иной подход.

Очень важно на первоначальном этапе понять структуру языка с минимальным набором слов и применять эти знания с первого дня. Вообще наиважнейшая цель в общении с людьми - это решить свою коммуникативную задачу, например, купить бутылку воды или спросить как добраться до какой-то точки и так далее.

В итоге, я вывел следующую формулу, которая применима практически в любой сфере, где можно постоянно улучшаться без какой-либо конечной точки:

Результат = Базис + Взаимодействие

В изучении иностранного языка:

  • Результат - это количество решаемых коммуникативных задач;
  • Базис - набор слов, конструкций, правил и прочего;
  • Взаимодействие - это коммуникация с людьми и информацией.

В создании платного мобильного приложения:

  • Результат - это количество заработанных денег от продаж;
  • Базис - продукт с набором функций;
  • Взаимодействие - это коммуникация с новыми пользователями через рекламные каналы.

В приготовлении еды:

  • Результат - это количество блюд, которые вы можете приготовить;
  • Базис - набор продуктов питания и технология их приготовления;
  • Взаимодействие - это сам процесс приготовления.

Получается, что с первого практического урока вы уже можете решить, например, 5 коммуникативных задач в общении с иностранцем, или заработать первые деньги с первых продаж в цифровом продукте, или приготовить одно самое легкое блюдо, типа яичницы.

То есть результат вы получаете с первого дня. А дальше вы только увеличиваете базис и прогоняете его через взаимодействие. Именно такое понимание процесса не позволит вам сдаться. Вы просто нанизываете на этот скелет все больше и больше информации.

Чтобы быстро понять структуру нового иностранного языка вам поможет методика, которую разработал полиглот Мишель Томас. В России же полиглот Дмитрий Петров. В целом, эти методики невероятно схожи.

Важно понимать, что эти ребята не первыми придумали эту методологию. Каждый полиглот своего времени, выучивая один язык за другим, так оптимизирует этот процесс, что рано или поздно приходит к подобной методологии. Просто полиглоты умирают в безызвестности и уносят с собой в могилу свои схемы.

Формула

Знаете, бывает, что ты идёшь от сложного к простому. В моей рефлексии это тоже не стало исключением. В итоге я пришел к тому, что лежит на поверхности, что знает каждая бабушка.

Ваш результат складывается из теории (базиса) и практики (взаимодействия).


Это многое объясняет: мы учим язык (то есть увеличиваем базис), но не говорим (не практикуем) и именно поэтому не говорим. А из-за того, что мы не говорим, результата и нет.

Список полезных продуктов

Ниже подскажу приложения, которые я использую для обучения английского. Все они платные, кроме clubhouse.

Для пополнения словарного запаса:

Невероятно крутое приложение VocApp. Вы учите новые слова с помощью уведомлений, виджетов на телефоне и специальных циферблатов на Apple Watch. А еще вы можете добавить свои слова и выражения, которые также будут приходить вам в виде уведомлений по методике интервальных "напоминаний"

-3

Для тренировки грамматики

Очень классная серия приложений от полиглота Дмитрия Петрова. Приложение позволяет натренировать до автоматизма все грамматические конструкции. Перейти на следующий урок невозможно, пока не доведете до идеала текущий. Очень полезное приложение, особенно в связке с видео с тем же Дмитрием Петровым в качестве ведущего.

Для прокачки listening

Netflix с большим кол-вом интересного контента.
Включаю фильмы на английском с английскими субтитрами.

-4

Для произношения

Использую метод Assimil в связки с Apple Music, то есть просто подпеваю в режиме караоке:

-5

Для общения с иностранцами:

Clubhouse c комнатами на разных языках и тем для обсуждения.
Стартап 2020 года. Просто невероятно крутое приложение с очень интересным коммьюнити внутри. Например, вчера участвовал в дискуссии за звание лучшего баскетболиста всех времен.

Приложение бесплатное, но вход только по приглашению. Так что, ищите друзей, у кого уже стоит такое приложение.

-6

Постскриптум

Прочитав книгу Майкла Эрарда "Феномен Полиглотов", я понял, что нет какой-то уникальной методики для обучения иностранных языков. Вы сами поймете в процессе обучения, что вам больше подходит. Как правило, у каждого человека своя уникальная структура мозга: кто-то визуал и усваивает материал лучше через картинки, у кого-то тонкий слух, который позволяет улавливать слова и конструкции. Кто-то любит раскладывать все по полочками, а кому-то комфортно в хаосе.

В общем, независимо от выбранного вами метода обучения старайтесь ему следовать и получайте удовольствие каждый раз от осознания того, что после урока вы повысили количество коммуникативных задач, которые можете решить.

И самый главный вывод:

Решает практика