Иконы обычно писались на специально подготовленной древесине кедра или кипариса. Они были священными деревьями для восточного христианства. На Руси использовалась древесина липы или сосны .
Самые старые иконы написаны в основном в технике энкаустики(сочетание пчелиного воска и связующего ). Начиная с VI века, эти краски были заменены яичной темперой , связующим веществом которой является вода, смешанная с яичным желтком . Применение новой техники потребовало четырех последовательных шагов:
- наклеивание ткани на доску,
- грунтовка мелом или штукатуркой, смешанной с клеем ,
- нанесение краски и золочение ,
- закрепление иконы лаком или масляным лаком .
Иногда платье надевается на готовую икону - орнамент, отлитый из металла ( серебро или золото ), или украшение, выполненное в технике репуссе с прорезями для лица и рук изображенного персонажа, при этом рисунок на листе в точности повторяет скрытый части картины .
Иконы также были выполнены в технике мозаики , эмали , резьбы по дереву , мрамору , мыльному камню или слоновой кости . Иконы конца XIX и XX веков также писались маслом. Иконопись была строго определена в учебниках (греческие герменеи , русские подлинники ), часто написанных монахами-живописцами. Традиция была связана не только с иконографией, но и с материалом, подготовкой подложки, специальной технологией, соответствующими цветами и даже порядком нанесения слоев.
На подготовленные доски наносили мелово-алебастровую грунтовку (соответствующей формы с выемкой в передней части, где помещается соответствующее содержимое - так называемый ковчег ), укрепляемые сзади скобами . На земле контуры картины рисовались или перерисовывались из учебников, а затем в определенном порядке наносились краски и золото. В конце надписей на греческом или старославянском языке помещались имена святых или объяснения в виде сцен (обычно помещались в икону. Священные имена (Дева Мария, Христос) помещались в греческих сокращениях ( abrewiacjach ). Икона предназначена для восточно-христианский литургический текст, sakramentale а также «образ того мира», поэтому он не мог быть создан без предварительной теологической подготовки художника, возможно, под тщательным наблюдением теолога. Важна была и духовная подготовка иконописца (молитва, пост).
Икона всегда была покрыта лаком, поэтому сохраняла свой вид около 100 лет. Затем из-за изменения цвета лака картина потемнела. Дополнительно их покрыли слоем копоти от свечей. Иногда на выцветшей, едва заметной картине рисовали новую.
Иконы украшались драгоценными камнями , серебряной или золотой фурнитурой . Иногда вместо дерева использовали холст или металл .