Мы привыкли считать фильм про любовь вампира и школьницы концентрацией стереотипов из подросткового кино. Нашей редакции пришлось пересмотреть первую часть саги, чтобы разобраться, так ли она плоха.
Зрителям «Сумерки» запомнились как фильм, где Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт томно смотрят друг на друга, а также по ставшему мемом грузовику без водителя. Да и в целом принято считать сумеречную сагу кринжовым и излишне пафосным зрелищем.
Свежий подход
Первую часть «Сумерек» снимала Кэтрин Хардвиг. Карьеру в кино она начала достаточно поздно и работала над инди-фильмами про подростков. «Сумерки» стали не только самым большим коммерческим успехом для Хардвиг, но и вообще среди всех кинокартин, производством которых руководили женщины.
Учитывая такой бэкграунд, не удивителен подход Хардвиг к съемке фильма по бестселлеру Стефани Майер. Визуальный язык, на котором режиссерка говорит со зрителями, уникален для фильмов, рассчитанных на массового зрителя.
Неловкие паузы
Большое внимание уделяется диалогам, но не тому, как они прописаны, а тому, как показаны. Все сцены разговоров динамичны, персонажи в кадре все время чем-то заняты. Они ведут себя так же, как и обычные люди в жизни, а не просто произносят свои реплики в статичном кадре.
Наконец, главная отличительная деталь «Сумерек», вызывающая столь бурные эмоции у зрителей, – поведение героев. Они неловко молчат, смеются или улыбаются, порой просто ведут себя странно. Но если чуть приглядеться, становится понятно, что они ведут себя точно так же, как обычные подростки. И именно благодаря этому зритель охотно верит в то, что на экране – старшеклассники.
Чужая среди своих
Другая распространенная претензия к «Сумеркам» – сюжет, в котором школьница, влюбленная в вампира, внезапно принимает решение оставить прежнюю жизнь ради любимого. Поступок, на первый взгляд, незрелый и необдуманный. Кроме того, согласно хронологии фильмов, Эдвард и Белла были вместе не так уж и долго – недостаточно, чтобы узнать друг друга как следует. Все это ощущается как сомнительное и чрезмерно драматичное развитие событий.
Но Хардвиг удается показать Беллу как сформировавшуюся личность и девушку более зрелую, чем ее одноклассницы. Это хорошо понятно по сцене, когда она с подругами выбирала платья на школьный вечер. Пока подруги примеряли наряды и обращали излишнее внимание на проходящих мимо мальчишек, Белла не демонстрировала никакого интереса ни к чему, что должно бы волновать девочку-подростка: школьным танцам, мальчикам и платьям.
Этот эпизод отлично демонстрирует, что Белла морально старше своих ровесниц. Учитывая это, менее удивительно ее решение связать жизнь с Эдвардом.
При таком серьезном подходе Хардвиг к съемкам, «Сумерки» все еще остаются подростковым кино и сказкой про любовь и про те испытания, которые приходится преодолевать влюбленным. Местами – забавной, ироничной, красивой и захватывающей.