Найти в Дзене
Четыре Семерки

Ричи Блэкмор и его риффы.Рассказ от первого лица

Зимой 2016 года Ричи Блэкмор дал достаточно обширное интервью для журнала Guitar Player. Основной темой было запланированное на тот момент возвращение Ричи к року и планы по возрождению Rainbow для серии концертов. Когда разговор коснулся непосредственно старых вещей, ставших классикой хард-рока дело приняло интересный оборот - журналист попросил Ричи кратко рассказать о некоторых знаковых риффах
Оглавление

Зимой 2016 года Ричи Блэкмор дал достаточно обширное интервью для журнала Guitar Player. Основной темой было запланированное на тот момент возвращение Ричи к року и планы по возрождению Rainbow для серии концертов. Когда разговор коснулся непосредственно старых вещей, ставших классикой хард-рока дело приняло интересный оборот - журналист попросил Ричи кратко рассказать о некоторых знаковых риффах и песнях. Фрагменты той беседы представляют интерес любому ценителю Ричи Блэкмора, Deep Purple и Rainbow.

 Ричи Блэкмор
Ричи Блэкмор

Smoke On The Water

Ричи в очередной раз рассказывает историю создания песни,о пожаре, полицейских, которые стучали в дверь...эта история очень хорошо известна практически всем ценителям Deep Purple и сегодня не буду в очередной раз касаться этой темы. Есть другие любопытные моменты, о которых рассказал Блэкмор.

Ричи Блэкмор:

"Основной рифф построен на квартах, что для того времени было необычно. Меня вдохновила игра Грэма Бонда из Graham Bond Organization. Послушайте его инструментальную «Wade in the Water». Он играл многие фразы, риффы и мелодии квартами, мне это нравилось – в его игре было что-то таинственное и злое.

Я никогда не воспринимал этот рифф как обращение аккорда или обратную квинту. Просто такое звучание и текстура на гитаре звучит более плотно, чем отдельные ноты. И это лучше подходит для громкого хард-рока, чем баррэ-аккорды. После «Smoke On The Water» игра квартами стала моей визитной карточкой, но я начал играть так еще с песни «Mandrake Root» с первого альбома «Shades of Deep Purple»."(с)

Для справки: Грэхем Бонд - Английский рок-блюзовый музыкант и вокалист, считающийся отцом-основателем английского ритм-энд-блюзового бума 1960-х годов.

Deep Purple - Mandrake Root в исполнении Mark II.

"- Несмотря на культовость риффа «Smoke On The Water», большинство гитаристов играют его неправильно. Вы ведь берете кварты щипком, верно? Вы играете этот рифф в третьей позиции на струнах «Ля» и «Ре», или же в восьмой, на струнах «Ми» и «Ля»?

Ричи Блэкмор:

- В третьей позиции, и я играю его щипком. Я никогда не играю его медиатором."(с)

Обратная сторона популярности риффа Smoke On The Water в его чрезвычайной простоте. Много раз приходилось видеть как люди, даже совсем не умеющие играть на гитаре все таки пытались воспроизвести рифф хотя бы отдельными нотами, зажимая струны одним пальцем и двигаясь по одной струне. Как ни странно, но и гитаристы более опытные могут играть этот рифф неверно - квинтами, пауэр-аккордами, а вместо щипка использовать медиатор. Однако Ричи недаром играет этот рифф пальцами - так он звучит намного плотнее.

Lazy

Ричи Блэкмор:

«Lazy» основана на «Steppin’ Out» Эрика Клэптона, которая в свою очередь основана на известном блюзовом мотиве Мемфиса Слима. Я просто доработал фразу, которую Клэптон играл на концертах. В соло это все равно обычный двенадцатитактовый блюз, но в своих импровизациях старался играть чуть более технично и быстро.

В то время я много внимания уделял скорости и часто злоупотреблял этим в соло – хоть и не в такой степени, как в восьмидесятых. Может быть, потому что я был очень напряженным и нервным. Я боялся задерживаться на одной ноте. В то время я много занимался над скоростью, играя гаммы и импровизируя."(с)

Вопреки расхожему мнению блюзовой составляющей в музыке Deep Purple достаточно много, и Ричи умел играть блюз и его производные, добавляя элементы новаторства.

Звучание Стратокастера делает звучание этого мотива в исполнении Эрика Клэптона и Ричи Блэкмора в чем-то похожим...с поправкой на уникальный стиль каждого из этих гитаристов.

Woman From Tokyo

Ричи Блэкмор:

"Мне кажется, я написал рифф в Риме, когда мы там записывались. Хотя вполне возможно, что подсознательно я думал о «Cat Squirrel» Cream. Там похожие ноты, но они играются в другом ритме. Запись этой песни была ужасной. У нас была мобильная студия Rolling Stones, и через неделю мы прекратили запись. Мы уехали, отправились во Франкфурт и продолжили работать там."(с)

А вот и песня Cream, которая так здорово повлияла на подсознание Ричи.То, что сделали Deep Purple отличается значительно.

Но мы подбираемся к самому интересному!

Highway Star

Песня, гитарное соло в которой просто "снесло башню" миллионам поклонников, и оказало революционное влияние на развитие хард-энд-хеви.

Что скажет Ричи?

" Идею для соло на одной струне я подсмотрел у гитариста рок-н-рольного трио Джонни Бернета, Пола Берлисона. Он еще в 1962-м показывал мне эту нисходящую фразу. Он играл на первой струне последовательность «открытая ми-ля-открытая ми-ля-бемоль» и так далее, спускаясь вниз по грифу. Мне понравилось, как звучала эта фраза. Через семь лет я использовал ее в «Highway Star».

Мне кажется, что гаммовые пассажи в соло напоминают музыку Моцарта, они звучат словно партия струнных из его симфоний или партия клавишных. Это одно из немногих соло, которые я полностью придумал дома. Я уделил этому соло пару часов и продумал его структуру еще до записи. Большинство моих соло — это импровизации, но это соло было написано еще до того, как я вошел в студию. Оно не было спонтанным."(с)

Может это кого-то и удивит, но стандартная практика для гитарных соло тех лет заключалась в том, что соло были чистыми импровизациями, "на ходу". Не все, но большинство. Так делали очень многие гитаристы. Но соло в Highway Star - это другой пример. Это как раз образец тщательно продуманного гитарного слоло, которое, в итоге, стало классикой.

Difficult To Cure

Слово Ричи Блэкмору:

"Я решил испытать себя и задал себе вопрос: «Смогу ли я исполнить настоящую классическую музыку, сохранив энергию рок-группы?». Я всегда любил мелодичность и гармонии классической музыки, но мне не нравились ее строгость и ограниченность. При работе над «Difficult to Cure» и всеми остальными произведениями из классического репертуара приходилось садиться за партитуры – я немного умею читать ноты – и медленно играть с листа, пока я не усваивал основные моменты. А потом добавлял что-то от себя."(с)

Death Alley Driver

Ричи Блэкмор:

"В семидесятые я заметил, что большинство групп держатся в стороне от действительно быстрой музыки. Большинство песен Zeppelin были сыграна в среднем или медленном темпе. А в Rainbow мы любили играть очень быстро, как в «Death Alley Driver». Мы понимали, что такую песню никогда не поставят на радио, но на сцене играть ее было классно.

Мелодичный рифф в середине напоминает музыку И.С. Баха. Я был просто помешан на Бахе в период с 1967-го по 1985-ый. Я был поражен мощью его музыки, и стремился передать эту мощь в роковом контексте. Мне нравилось, как он работал в минорных тональностях, мелодии его фуг. Влияние Баха сильно чувствуется и в «Death Alley Driver».(с)

Возможно, "другие группы" не хотели стать похожими на Deep Purple, так как "фишка" быть самой скоростной хард-рок группой была уже занята. А может быть у них были свои взгляды на то, как должен звучать тяжелый рок. Так или иначе, если хотите быстро, энергично и круто - это к Ричи и его парням. Он один из патриархов скоростной и эффектной игры в роке!

На этом сегодня прощаюсь

Всем мира, добра и хорошей музыки!