Сегодня трудно поверить, что в этом, на первый взгляд, ничем не примечательном здании в Пречистенском переулке, 9, стр.1 в Москве еще в начале XX столетия размещался популярный в городе литературно-художественный салон, а интерьеры дома украшала одна из лучших частных коллекций живописи.
Владелицей усадьбы была Маргарита Кирилловна Морозова.
История усадьбы Морозовой в Пречистенском переулке
Это владение Маргарита Кирилловна – вдова успешного фабриканта и владельца роскошной коллекции картин западноевропейских и русских художников Михаила Абрамовича Морозова – приобрела в 1910 году, переселившись сюда из своего роскошного особняка по Смоленскому бульвару, 26/9.
Большую часть собрания мужа, порядка 60 полотен, она передала в дар Третьяковской галерее, оставив себе некоторую часть картин, написанных такими великими живописцами, как Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель, Константин Алексеевич Коровин и другие.
Небольшой одноэтажный особнячок в стиле ампир, который со временем был включен в правый объем нынешней постройки, возвели в 1820-м году для гвардейского капитана Николая Ивановича Воейкова. В 1905-м его наследники несколько изменили план внутренних помещений и облагородили парадный вход с вестибюлем.
В 1913 году Маргарита Кирилловна затеяла большую перестройку. К работам привлекли тогда еще молодого зодчего Ивана Владиславовича Жолтовского.
Архитектор добавил с левой стороны дома удлиненный объем, оформив его в стиле неоклассицизма. Здесь разместились холл и внушительный по размерам парадный зал, из которого, минуя террасу, можно было выйти в облагороженный усадебный сад.
Роскошная мебель, уникальные старинные иконы, бронзовые статуэтки и прекрасные художественные полотна, среди которых была и работа Врубеля «Фауст и Маргарита в саду» - всё это, а также наличие роскошных букетов из живых цветов, создавало невообразимый уют для посетителей открытого Морозовой литературно-художественного салона.
В иные дни здесь собиралось под сотню человек: историки, философы, композиторы и музыканты, а также основатели религиозно-философского общества памяти Владимира Сергеевича Соловьёва, среди которых были Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков. Работы последних печатались в издательском доме «Путь», финансировавшийся самой хозяйкой.
В 1918 году владение экспроприировали, а Маргарите Кирилловне новые власти выделили лишь комнатушку в подвальном помещении. В самих же помещениях особняка разместился отдел музеев и охраны памятников, входивший в структуру Народного комиссариата просвещения, который в то время располагался в бывшем усадебном доме Мусиной-Пушкиной на Чистопрудном бульваре, 6.
Заведовала отделом Наталья Ивановна Седова – супруга Льва Давидовича Троцкого. Трудился здесь и Игорь Эммануилович Грабарь – тогдашний руководитель подотдела Национального музейного фонда.
В 1920 году в бывший особняк Морозовой вселилась Норвежская дипмиссия, которая оставалась здесь вплоть до 1930-х годов.
В период с 1945 по 1946 годы в доме по Пречистенскому пер., 9с1 находилось представительство Югославской республики, после которой здание заняло посольство Королевства Дании. Оно расположено здесь и в настоящее время, деля помещения с представительством Фарерских островов в Москве.
Фото с сайта tripadvisor.ru
Читайте также на моём канале:
· Главный московский скупердяй и его «стыдная» клиника (часть 1)
· Китай-город. Почему так необычно для Руси назвали район Москвы
· Как выглядела Москва до пожара 1812 года? Картины Алексеева
· Кто сегодня живет в Кремле?
· Какой представляли Москву будущего в 1914 году?
· Как князь Голицын проиграл жену в карты?