«О, Боже, — воскликнула королева, — я беременна и не знаю от кого!»
Роман Ужасов:
Первое, что мне вспомнилось, когда друг предложил обсудить кино «Бедная Маша», это телевизор, работающий фоном под взрослые разговоры. Я – шкет, которому застольные беседы родни ещё совсем не интересны, и от этого пялящийся в экран, а на экране группа молоденьких девушек в полосатых купальниках среди которых выделяется одна – вся такая непонятая и разнесчастная, очаровательная, с кружевным платком на плечах. Она идет себе босиком по снегу и поёт грустную пестню о том, что ей уже ничто в этой жизни не поможет, даже светло-лиловый платок. Тамара Акулова – одна из ярких начинающих актрис того времени, будущая леди Ровенна, леди Гленерван, леди Винтер… э-ээ, это меня уже не туда понесло.
В основном запомнились тогда от просмотра музыкальные номера, сама интрига ускользнула. Я ведь смутно себе представлял, как любой советский дошколенок или первоклассник, откуда берутся дети. Дома не опускались до историй про капусту и аистов, я знал, что ребенка женщины рожают, но вот предшествующий этому процесс был ещё полной загадкой, которую полагалось узнать только к восьмому классу общеобразовательной школы, ну или чуть раньше, если кто-нибудь порасторопней свиснет учебник анатомии и притащит за гаражи.
Но кино, граждане, оно не об этом! Оно о высоком. В фильме нам покажут какую-то самодеятельность. В хорошем смысле. Самонадеятельный вокально-танцевальный коллектив «Кинескопы», худрук которого надеется на славу, на успех, и некий самодеятельный театр на базе дорожно-строительного управления № 13. Для любительской театральной труппы Вилиям наш Шекспир с его страстями, давно пройденный этап, теперь они горят постановкой пьесы современного автора (а ведь Василий Шкваркин реальный драматург и его написанная аж в 1933 году пьеса "Чужой ребёнок" имела бешеный успех). Только вот беда, один из артистов – Костя считает, что всё в этой пьесе устарело и не жизненно. О чем и заявляет режиссеру. В конфликт двух бьющихся за лидерство павианов творческих личностей лезет ещё и возлюбленная Костика (да и режиссера, как выясняется) Маша Караулова.
Опытная медсестра и начинающая актриса решает, что она тоже сам-себе-режиссер. Вне стен театра она разыгрывает спектакль, в котором ждет ребенка и понимания от окружающих. Или не понимания, как пойдет – на то и экспериментальная постановка. Маша готова даже к тому, что родители выгонят её босую на мороз. Но, желательно, в июне, и, желательно, в Крыму, где проходят съемки картины. Словом, начинается то же самое, что мы и сейчас можем наблюдать на многих каналах, крутящих мыло отечественного розлива, только всего в двух сериях, да ещё с песнями-танцами и молодыми актерами старой школы.
Тут все, в соответствии с жанром, жгут напропалую. Переигрывать тоже нужно уметь, молодежь старается (это тогда они были молодежью, сорок лет назад) но куда более выигрышно смотрятся актеры старшего поколения, особенно ЗОЖ-дуэт Клары Лучко и Николая Трофимова, он тут в своем родном амплуа и чувствует себя как рыба в воде.
К слову, Трофимов куда больше похож на инженера-дорожника, чем томный Всеволод Шиловский. Иногда задумывался, а как бы выглядел фильм, если бы их персонажей поменяли местами. Но это шутки ради.
А, например, в этом юноше бледном, практически невозможно узнать будущую звезду отечественного (да и голливудского) крутого боевика Олега Штефанко. Вот что с людями любовь-то делает.
Тамара Акулова, если честно, немного разочаровала. Корону бы ей на голову, тогда понятно, а так, в панамке и светло-лиловом платочке, что-то более трогательное и теплое ожидалось увидеть. Увы, леди Караулова смотрится как будто не на своем месте. Пишут, что она тоже эту свою роль не любила. Хотя очень, очень красивая девушка.
Хотелось бы мне на таком кадре показать её романтический профиль, но, увы, изумрудные мои, в наличии только Амаяк Акопян. Уже при усах, но ещё без своих дурацких фирменных ужимок. Утончен, лиричен и тоже безмерно страдает, правда, не по Маше, а по своей ещё студенческой любви, которая сгинула неведомо где.
В общем, персонажи тут весьма занятны, и заняты тем, что совершают всякие глупости, но зато во имя Любви. Дураки, слов нет, ну, а как без этого? Они ведь по сюжету не только играют в испанские, мексиканские и кавказские страсти, но и дорогу строят – наши люди!
Albert Magnus: А я в отличие от друга и коллеги при возможном просмотре этого фильма в начале нового 1982 года по-видимому уши навострял на разговоры взрослых и потому ничегошеньки из него кроме песен, а вернее музыки и стиля исполнения, тогда не запомнил. Да и это впечаталось в память, скорее благодаря киноконцертам, которые тогда часто крутили по ТВ. По крайней мере, когда я увидел "Машу" будто впервые несколько лет назад, большинство песен оказалось страшно знакомым буквально с детства. И пошли на ура.
А недавно я переглядел фильм будто новыми глазами и понял: а ведь он революционный для своего времени и советского телевизионного кино в частности!
Кстати, появилась эта история стараниями сценариста Александра Хмелика (того самого создателя и главного редактора журнала "Ералаш", который именно в тот период приобрёл свой классический, слегка раздолбайский облик) и конечно же режиссёра Николая Александровича, известного ещё по двум нетленкам - "Затрак на траве" (1979) и "Тайна Снежной Королевы" (1986).
Итак, это первый в СССР игровой музыкальный телефильм, основанный на молодёжной тематике да ещё и в стиле диско. Культовый мюзикл Квинихидзе и Зацепина "31 июня", с его передовыми идеями, конечно вышел на 3 года раньше, но действие в нём происходило за рубежом, что как бы многое подразумевало и объясняло. У латышей и эстонцев возможно тоже что-то было своё, но им гораздо больше позволялось, да и почти не выходило за пределы их республик. А в "Бедной Маше" ещё и хореографическая составляющая была наимоднейшая - отплясывал тот самый ансамбль "Ритмы планеты", что регулярно потом мелькал на ТВ в 1980е.
На следующие новогодние праздники появились не менее молодёжные и современные "Чародеи", мгновенно ставшие мегапопулярными в том числе и благодаря замечательным песням Евгения Крылатова, однако видеоряд там не всегда должным образом соответствовал. Так ВИА "Поморин" на фоне Ани Ашимовой во время исполнения "Снежинки" смотрелся слишком уныло и как-то фальшиво. И когда герой Абдулова в самом начале фильма под голос Леонида Серебренникова изображал исполнение "Серенады", это тоже выглядело не очень (массовка справилась лучше). А вот в "Маше" каждый музыкальный номер был тонко и тщательно продуман. Что касается "Светло-лилового платка" - это и вовсе настоящий видеоклип, а по сути маленький шедевр!
Среди подобных музыкальных комедий, появившихся в тот период, следует упомянуть ещё один ставший популярным телефильм - "Берегите женщин" с бессмертными хитами Юрия Антонова. Однако почти все они являются вставными номерами, которые мало что добавляют к сюжету. Помимо настроения, что конечно тоже важно.
Что ещё общим является для всех этих музкомедий о советских буднях и праздниках - это всенепременная производственная линия в сюжете. Но если в "Берегите женщин" это фактически главная составляющая, даже с элементом агитации, а в "Чародеях" институт чародейства, (единственная отсылка к оригиналу Стругацких), запускающий ВП для обслуживания населения, находится в центре комедийной фабулы, то в "Бедной Маше" всё это строительство дороги идёт мимоходом, будто являясь непременным условием со стороны худсовета. Но и здесь создатели фильма находят блестящий выход из потенциальной байды, придумав опять же гротесковую составляющую, когда в газете появляется письмо с мнимым предложением прораба Шиловского проложить шоссе через собственный участок. Абсурд? Безусловно.
Этого здесь предостаточно, что и стало следующей "революционной" составляющей, которая вероятно и не даёт фильму полюбиться широким массам народа, как в случае с вышеперечисленными мюзиклами. Большинство воспринимает "Машу" как довольно дурацкую или просто непритязательную комедию о любви и с множеством песенок. Тогда как это настоящий постмодерновый эксперимент полный гротеска на грани и за гранью абсурда и с толикой эксцентрики - но не за счёт погонь в стиле немого кино, а в форме танцев. Ничего подобного я не видел ни до, ни после. Взять хотя бы хореографический патруль милиции, направленный на дебош в телемастерской под песню "Сосчитай до десяти":
Сюжет в сюжете, экзальтация, взаимопроникновение и реплики в сторону... Всего через год появилась ретропостановка "Покровские ворота", в котором эти приёмы так или иначе присутствуют, но ведь зрителей, что не воспринимают, а то и ненавидят этот шедевр Михаила Козакова хватает... хотел написать "тоже", но в случае с "Бедной Машей" скорей недопонимания больше. Но вся это театральность и переигрывание - это же нарочно!
А ещё перед нами самая настоящая пародия (а не та эстрадная звукоимитация, за которую большинство привыкло принимать этот жанр), о чём уже сразу говорит даже название фильма, отсылающее прямиком к "Бедной Лизе" Карамзина (зато по созвучию имён теперь ясно, на какой из них вероятнее всего намекает к/ф "Бедная Саша" Тиграна Кеосаяна). Правда, в этом кроется и главная опасность: незнание объектов пародирования может сделать фильм для многих непонятным. Я и в себе не могу быть уверен, что понял все эти шифры. Тем интереснее угадывать.
Вот, например, ансамбль "Кинескопы". Помимо того, что он указывает на основную профессию своего художественного руководителя, так и множество однотипных названий тогдашних ВИА, вдохновлённых ещё битлами (Самоцветы, Акварели, Цветы...) обыгрывает.
Курортно-ресторанная манера певца Семёна Перчаткина, песни которого за кадром исполняет Геннадий Трофимов, открыто пародирует Валерия Ободзинского (при всём к нему моём уважении), хотя и сам Садальский классно сыграл. Ну а тексты Юрия Энтина, великолепно и очень смешно стилизованные под самодеятельный кич, просто выше всяких похвал. Респектище мастеру!
Также хотелось бы воздать должное Александру Журбину. Я не являюсь его большим поклонником, но здесь он исключительно постарался и наваял самой разнообразной (что и требовалось), и при том хитовой (на мой вкус) музыки, а не только в стиле любимого им Бродвея. Хотя и тому тоже нашлось место - в песне про внука.
Что касается других фильмов, над которыми работал этот композитор, мне нравятся только песни из "Солнца в авоське" (1979) и "Магии черной и белой" (1983), хотя это опять же воспоминания из детства.
И напоследок расскажу ещё об одном революционном факторе этой кинокомедии. Что-то переключилось к тому времени в умах строгих худсоветов и цензоров, но этот фильм легко и смеясь поднял тему, о которой ещё лет десять до того в советском кино если и говорили, то в драматическом или даже трагическом тоне, ну а чаще в воспитательно-морализаторском. Я об отношениях до брака и о матерях-одиночках. Здесь же это уже воспринимается как само собой разумеещееся. Облик аморале! Сексуальная революция на лицо и другие части тела! Да еще полюбуйтесь, в каких юбочках вытанцовывали под песню "Падают листья" красотки из "Ритмов планеты"!
"Телеканал "Спас" уже несколько лет регулярно показывает "старые-добрые" советские фильмы особенно 1950-60-х, но что-то мне подсказывает - до "Бедной Маши" очередь там никогда не дойдёт.
Впрочем, это уже никак не появлияло на наше итогое решение:
5/5 - общая оценка от kin0guru
(c) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru
#совместные обзоры от kin0guru #кино и песни #киноностальгия от kin0guru