Найти тему
Yachtsman Journal

Почему бумажные карты по-прежнему незаменимы

Оглавление

Автор: Павел Кобозев

Несмотря на развитие мобильных приложений в яхтинге, бумажные карты всё ещё существуют. Профессиональный штурман Майк Бротон объясняет почему.

Сегодня активно используются приложения для #мореходства, которые помогают в навигации, объясняют правила, а также отслеживают локацию вашего судна и всех других с помощью Автоматической идентификационной системы (АИС). Быстро развиваются приложения для прогнозирования погоды, позволяющие объединять до шести сложных моделей погоды на устройстве размером с ладонь. Эти приложения используют спутниковые изображения, данные о дожде и даже информацию о ветре со станций наблюдения, расположенных поблизости.

Либби Гринхал перепроверяет навигацию на борту по старинке Sun Hung Kai / Scallywag. Фото: Конрад Фрост / Volvo Ocean Race
Либби Гринхал перепроверяет навигацию на борту по старинке Sun Hung Kai / Scallywag. Фото: Конрад Фрост / Volvo Ocean Race

Я, так или иначе, использую электронные навигационные карты (ЭНК) в течение 25 лет, может пришло время отказаться от бумажных аналогов?

Плюсы и минусы бумажных карт

Приложения с картами используются уже более 12 лет. Имея меньшую стоимость, размер и вес, они эквивалентны сотням полноразмерных карт. Электронные карты можно обновить буквально за секунды, тогда как обновление бумажных осуществляется вручную и требует много времени. В прошлом веке, во времена моей службы в Королевском флоте, основной задачей штурмана на военном корабле было обновление карт и альманахов.

Консерваторы укажут на печально известные инциденты, когда использование электронных карт привело к посадке на мель.Обычно это происходило, когда штурман приближал карту недостаточно близко, чтобы увидеть опасность, остров или мелководье.

Команда Vestas Wind села на мель у скал Святого Брендона в Индийском океане. Фото: Брайан Карлин / Team Vestas Wind / Volvo Ocean Race
Команда Vestas Wind села на мель у скал Святого Брендона в Индийском океане. Фото: Брайан Карлин / Team Vestas Wind / Volvo Ocean Race

Обнаружить опасность на бумажной карте гораздо легче. Это связано с тем, что можно перемещать взгляд по карте очень быстро. Но для этого необходимо всегда иметь под рукой карты самого большого масштаба, а это непростая задача на маленькой яхте в протяженном переходе. Однако, как мы будем справляться только с ЭНК, если произойдет полный сбой в электросети?

Нет никаких сомнений в том, что электроника в наши дни более надежна, и, как правило, минимум половина членов экипажа имеет отдельные приложения для электронных карт на своих планшетах и смартфонах. Ко всему прочему, эти устройства становятся все более водонепроницаемыми. Наличие запасных систем с независимыми источниками #энергии поможет справиться при сбоях в электросетях.

Однако, ответственное судоходство предполагает наличие бумажных карт хотя бы нашего района плавания. Royal Ocean Racing Club настаивает на использовании бумажных карт только территории гонки, в то время как организаторы Rolex Sydney Hobart Race требуют, чтобы участники имели на борту 25 подробных карт, которые физически учитываются во время проверки перед гонкой.

На практике, лишь немногие современные штурманы используют бумажные карты в повседневных соревнованиях. Возможность использовать программное обеспечение для гоночной навигации с его grib-файлами высокого разрешения (цифровые файлы погоды и океанических течений), полярными координатами яхт и алгоритмами маршрутизации — слишком мощное решение, чтобы его игнорировать.

Программное обеспечение помогает отслеживать ваших соперников, а также легко определяет суда или людей, нуждающихся в помощи. Оно ежесекундно записывает в цифровом виде положение, курс и скорость, а также многие другие параметры судна. Я много лет использую бумажные карты для инструктажа экипажа перед гонкой. Даже во время коротких прибрежных гонок карта является отличным средством визуализации предстоящего.

Однако, карты и кабины не всегда совместимы. Я помню, как пытался использовать бумажную карту в темноте в ходе Tour Voile в Chanel du Four после того, как мой шнур питания экрана палубы был отключен погоном гика-шкота. Биться в 25-30 узлах ветра против трех узлов приливного течения на Mumm 30 было нелёгким делом и моя «водостойкая» бумажная карта превратилась в папье-маше за несколько минут. В конце концов, я отскребал её лоскуты от мокрого пола кабины.

Скорость чтения

Одним из преимуществ бумажных карт перед ЭНК — это скорость, с которой вы можете читать карту, предварительно проверив её актуальность. Также достаточно легко найти возраст исследования по карте небольшого участка земли. На картах Тихого океана всё еще есть участки, датируемые 1770 годом, исследованные неким капитаном Джеймсом Куком!

Появление #гидролокатора бокового обзора в 1972 году значительно повысило точность исследований, хотя пройдёт еще 17 лет до того, как GPS обеспечит точность определения местоположения. Следует отметить, что на ЭНК малых яхт достаточно трудно определить дату исследования.

Электронные карты имеют много преимуществ, но можете ли вы сказать, насколько точны данные исследований?
Электронные карты имеют много преимуществ, но можете ли вы сказать, насколько точны данные исследований?

Суда большего размера теперь используют усовершенствованный стандарт электронных карт, который принимает отраслевой стандарт для дисплеев, источников питания и типов ЭНК. Вся система называется ЭКНИС (Электронно-картографическая навигационно-информационная система) и теперь требуется на коммерческих яхтах более 500 БРТ(брутто-регистровый тоннаж), работающих на двух системах, с независимыми источниками питания каждая.

Данные исследований теперь заменены на этих картах “категорией зон доверия данным” (Category Zone of Confidence). Слой CATZOC можно просто включить или выключить по усмотрению оператора, что позволяет оценить точность данных карты.

Информация CATZOC надежнее, чем обычная дата проведения исследования, так как она оценивается по точности горизонтального положения, глубины, характера морского дна и использованного геодезического оборудования. Проверка CATZOC теперь является частью комплексной проверки планирования навигации на коммерческих судах.

-5

Наиболее точной Зоной Доверия является A1 затем идут A, B, C, D и U (нераспределённая). Обычно они обозначены на картах в виде треугольников или удлиненных овалов со звездами внутри; шесть звездочек указывают на точность A1. Мы можем предполагать, что Зоны Доверия скоро дойдут до яхт меньшего размера, ведь они уже включены в бумажные карты.

Безусловно, бумажные карты все еще используются. Шкипер IRC 46 Pata Negra Энди Лис рекомендует использовать их на трансатлантических рейсах: «Я люблю каждый день строить полуденное положение на пересечениях. Замечательно иметь возможность всей командой следить за продвижением судна через океан. Кроме того, бумажные карты стоит иметь с собой в качестве резерва на случай выхода из строя батарей, ведь даже AGM батареи имеют срок службы. В 2019 году срок службы нашей батареи подошёл к концу во время гонки через Северную Атлантику».

В прошлом месяце я прошел государственный портовый контроль на коммерческой яхте, которой я управляю. Французский #инспектор сообщил мне, что несколькими днями ранее яхта в испанских водах была оштрафована на 2500 евро за отсутствие бумажных карт на борту. Я не уверен в точности этой информации, но мне кажется достаточно разумным иметь на борту несколько бумажных карт.

Хотя использование бумажных карт для навигации я оставил в прошлом, мне нравится иметь их под рукой. В изучении бумажной карты есть что-то ностальгическое и сентиментальное, можно сказать терапевтическое. Кроме того, есть ли способ лучше найти надежную якорную стоянку на вечер? Конечно, после этого я воспользуюсь спутниковыми изображениями Google, чтобы заглянуть в воду и увидеть объём песка на морском дне, для надёжной стоянки и смогу даже определить яркость белого песка на пляже.

-------
Спасибо, что читаете наши материалы!
Подписывайтесь, пожалуйста, на наш Дзен-канал и
Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации!