Найти тему

Автопортреты Роберта Фалька

Ангелина Щекин-Кротова

Номер журнала: №4 2020 (69)

Мне известны 27 автопортретов Фалька, но их было, очевидно, больше. Большинство этих портретов находится в музеях, некоторые - в частных собраниях.

Один из самых «точных» автопортретов написан в 1907 году (Музей-заповедник «Абрамцево»). Этот простодушный лирический образ выявляет нечто, присущее художнику на протяжении всей его жизни: отсутствие позы, внутреннюю сосредоточенность, скромность. Я познакомилась с Фальком, когда ему было уже более пятидесяти лет. Но очень часто я видела в его чертах то же выражение, что и на этом юношеском портрете 1907 года. Особенно это было заметно в те часы, когда он стоял перед своим мольбертом и писал портрет, пейзаж, натюрморт.

Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет. 1906–1907 
Холст, масло. 47 * 42.
© Государственный историко-художественный и литературный музей- заповедник «Абрамцево», Московская область
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет. 1906–1907 Холст, масло. 47 * 42. © Государственный историко-художественный и литературный музей- заповедник «Абрамцево», Московская область

В некоторых более поздних автопортретах художник ставит перед собой иные задачи: он совсем не думает о сходстве, он как бы примеряет на себя облики, характерные для данного времени, для данной эпохи. «Автопортрет на синем фоне» (1909) из собрания Донецкого музея являет нам облик молодого человека, представителя времени, для которого характерны утверждения новых, революционных веяний в искусстве. Вспомним портреты его соратников по «Бубновому валету» того же времени. Все они пишут себя мощными, веселыми молодцами, очень уверенными в своих силах и в своем значении.

Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет на синем фоне. 1906 
Холст, масло. 56 * 48
© Донецкий республиканский художественный музей
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет на синем фоне. 1906 Холст, масло. 56 * 48 © Донецкий республиканский художественный музей

«Автопортрет» Фалька 1917 года из собрания Третьяковской галереи лишь отдаленно напоминает облик художника; а «Автопортрет на фоне окна» 1916 года, который я бы назвала ван-гоговским, - эта нарочито трагическая маска все же очень похожа на автора. Его фигура с опущенной головой, словно бы перенесшая тяжелое потрясение, изображенная в этом автопортрете, часто вспоминалась мне, когда мне приходилось видеть Фалька в минуты отчаяния, когда он подавлял свою растерянность и боль, яростно набрасываясь на работу.

Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет на фоне окна. 1916 
Холст, масло. 122 * 90,6
© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет на фоне окна. 1916 Холст, масло. 122 * 90,6 © Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Первая половина 1920-х годов - годы признания, успеха, уверенности в нужности своего творчества. Все это отражается в автопортретах, где перед нами предстает человек, твердо стоящий на земле. Если мы сравним «Автопортрет» 1907 года (Музей-заповедник «Абрамцево»), где все еще впереди, все в тумане, все в неясной надежде, то «Автопортрет в желтом» 1924 года (ГРМ) воссоздает образ художника, сознающего свою значимость, видящего впереди ясную цель и уверенного в ее достижимости. Этим двум портретам из «столичных» музеев предшествует очень аскетичный по цвету и по облику «Автопортрет с завязанным ухом» 1921 года (ГТГ). Здесь Фальк отдал дань старой традиции голландских художников от Рембрандта до Ван Гога. Я только теперь понимаю, что так они превозмогали боль и страдание - в работе!

Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет с завязанным ухом. 1921 
Холст, масло. 88 * 79
© ГТГ
Р.Р. ФАЛЬК. Автопортрет с завязанным ухом. 1921 Холст, масло. 88 * 79 © ГТГ

Работа над автопортретом позволяет художнику воплощать все этапы сложного и стремительного творческого пути. Фальк то ломает на кубистические углы и плоскости свое отражение в зеркале, то вызывает у зрителя ассоциации с поэтическими и музыкальными образами Серебряного века, то показывает трагический лик назревающих в мире катастроф. Художники в России и на Западе на рубеже веков любили рядиться в карнавальные костюмы печальных Пьеро и дерзких Арлекинов. У Фалька трагические ноты звучат отчетливо, лишают карнавальность безмятежности.

Читать далее