Однажды, когда моему сыну было два с половиной года, я купила ему красивый самосвал, и в тот же день мы пошли в песочницу его тестировать. Естественно, на площадке играли другие дети, и один мальчик, бросив свои игрушки, ринулся к моему ребенку. Сначала он с интересом рассматривал нашу машину, а потом взял лопатку и начал насыпать песок в кузов. Мой малыш рассердился и унес самосвал в другой угол песочницы, а мальчик с лопаткой в слезах бросился к маме.
Реакция женщины поразила — она закатила мне скандал. Мол, я должна была вмешаться и объяснить своему ребенку, что нужно делиться и тому подобное. А я не собираюсь вмешиваться. Пусть лучше сын вырастет жадиной, чем бесхребетным и безотказным человеком, которым все пользуются.
И это не просто моя эгоистичная «мамская» позиция, а мнение психологов.
После года у ребенка начинает формироваться понимание собственности. То есть, он осознает, что косметичка — мамина, инструменты — папины, а машинка — его. Это часть его детского мира, и он относится к ней очень трепетно. Ребенок достаточно остро реагирует, когда кто-то пытается присвоить его вещи или просто воспользоваться ими.
Казалось бы, это просто детские капризы, но на таких мелочах, как отношение к игрушкам, формируется характер, и закладывается взрослое мировоззрение.
Если мама и папа будут принуждать ребенка делиться чем-то со сверстниками, у него в уме сформируется иррациональная установка: «Я должен всем угождать, даже против своей воли». То есть, когда он вырастет, окружающие будут из него веревки вить: «одолжи денег», «отвези на дачу», «помоги передвинуть диван», «подмени меня на работе» и так далее. И он не сможет отказать.
Жертвуя отдыхом, личной жизнью, комфортом, имуществом, он будет всем угождать, потому что родители заложили такую программу.
А еще, заставляя детей делиться игрушками, родители приучают их к пассивности и к позиции жертвы. Мол, нет смысла бороться за место под солнцем и счастье. Ведь все равно все будет так, как захотят другие. Ровно так, как было в детстве, когда хотелось просто погонять мяч по полю, а пришлось делать это в компании еще пятерых мальчишек.
Нет, я не из тех жадных родителей, которые запрещают детям делиться с другими игрушками, сладостями и прочим. Я лишь выступаю за то, чтобы это было добровольно. Если бы мой сын захотел, то пускай бы хоть весь двор играл с этим самосвалом. Даже если бы они его в итоге сломали, я бы не стала слишком ругать ребенка (просто слегка отчитала бы для приличия).
Но, если в данный конкретный момент он хочет сам наслаждаться своей собственностью, я не в праве ему мешать.
А обиженной маме я бы посоветовала объяснять ребенку, что нужно просить разрешения. Иначе у него сформируется деструктивная установка вседозволенности. Но, боюсь, она бы меня не поняла, поэтому я промолчала.