Найти тему

ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение по тексту Кореневой

6K прочитали

Читаем внимательно текст, определяем проблему

(1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой.
(2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.
(3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе.
(4)— Кто жил? — переспросил он через минуту.
(5)— Цветаева, поэт, знаете?
(6)Он улыбнулся:
(7)— Не-а.
(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, челове-ком можно быть хорошим... и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любо-пытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила по-расспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.
(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.
(20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной...»? - пропела я сиплым голосом.
(22)Парень заёрзал на сиденье:
(23)— Знаю, а как же!
(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:
(25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки.
(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.
(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (ЗО)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запом-нил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бормотал он при этом торопливо, — вот это класс!» (32)И порулил дальше...
(ЗЗ)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.
(34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в ма-леньком сквере — памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с ко-роткой стрижкой. (Зб)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к па-мятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными во-лосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыб-кой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за — умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем — это ли не душевная мудрость?
(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно раз-ные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию... (52)Кто знает, а вдруг они встретятся? (по Е. Кореневой*)
*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) - советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.

1. Проблема

А.Значение культуры (поэзии) в нашей жизни

Б. Отношение к поэзии (культурному наследию) представителями одного поколения

Когда будем оформлять предложение, не забудем ввести фамилию автора!

2. Сделаем переход к комментарию: на каком материале раскрывается проблема?

В основе текста – две встречи, которые произошли в один день, с небольшим промежутком. Две встречи – два представителя одного поколения, но совершенно разные взгляды на культуру и поэзию.

3. Первый пример. Перечитаем отрывок, обратим внимание на выделенные слов и предложения, комментария, сделанные курсивом.

1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой.

(2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.

(3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе.

(4)— Кто жил? — переспросил он через минуту.

(5)— Цветаева, поэт, знаете?

(6)Он улыбнулся:

(7)— Не-а.

(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, челове-ком можно быть хорошим... и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало лю-бопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила по-расспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.

(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то лик-без устроить. (19)Тут меня осенило.

(20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной...»? - пропела я сиплым голосом.

(22)Парень заёрзал на сиденье:

(23)— Знаю, а как же!

(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:

(25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки.

(27)— Здо-о-рово! (разговорное слово) — протянул он с удовольствием.

(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (ЗО)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запом-нил. (31)«Ух ты, вот это класс (разговорные синтаксические конструкции показывают общий уровень образованности героя), — бормотал он при этом торопливо (эпитет вместе со словом «бормотал» показывает, что таксиста вряд ли заинтересовала поэзия), — вот это класс!» (32)И порулил (глагол подтверждает предыдущую мысль) дальше...

Какой возраст героя? Какое происхождение? Где учился? Почему это так важно?

Знает ли стихотворения Цветаевой? Одно ли и то же - знать стихотворение или песню? В чем разница?

Можно ли надеяться, что таксист прочитает стихотворения тех поэтов, имена которых ему написала автор? Почему мы так решили?

Можно ли сказать, что герой, ничего не знающий о Цветаевой, плохой человек, необразованный?

Ответив на вопросы, проанализировав средства, на которые мы уже обратили внимание, мы сделаем комментарий к первому примеру.

4. Второй пример.

34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в ма-леньком сквере — памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с ко-роткой стрижкой. (Зб)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к па-мятнику кто-то прилепился (разговорное слово) . (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой (разговорное слово), обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок (сравнение) прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка (олицетворение подразумевается) ? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, го-ревала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счаст-ливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пыталась разга-дать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за — умудрённая глубоким творче-ским опытом душа в совсем юном теле (характеристика героини построенная на антитезе) (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем — это ли не душевная мудрость?

(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно раз-ные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию... (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?

Кто второй герой? Где автор встретил героиню? Почему эта деталь важна?

Обрати внимание на слова, описывающее девушку. Как она сидит возле памятника? Как она относится к Цветаевой? Что для героини поэзия? Найди характеристику, которую героине дает автор. Проанализируй и сделай вывод

Ответив на вопросы, проанализировав средства, на которые мы уже обратили внимание, мы сделаем комментарий к первому примеру.

5. Связь.

Два героя олицетворяют собой одно поколение. Как ОН относится к поэзии? Чем является поэзия для героини? Примеры между собой противопоставлены. С какой целью?

6. Авторская позиция.

Люди имеют различные культурные ценности, определяющие красоту и силу души и сердца.

7. Выразим согласие с позицией автора. Убедительность нашему аргументу может придать книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» - эссе, читая которые можно найти ответы на любые вопросы. (Предлагаю ознакомиться с книгой на нашем канале ССЫЛКА от 8 сентября)