В 2019 году эта компания стала первой компанией своей страны, акции которой взлетели до 145 долларов за штуку. (Для сравнения, сегодня акции Apple стоят 142-143 доллара). В 2020 году она стала самой дорогой нетехнологической компанией в своей стране, а акции поднялись на 69% в цене. Стоимость одной поллитровой бутылки – 209 долларов. Об этом напитке положительно отзывался сам Путин в 2014 году.
Что же это за компания, что за напиток и что за страна?
Это компания Гуйчжоу Маотай, выпускающая крепкие напитки байцзю, от 35% крепости. 209 долларов – это еще очень невысокая стоимость напитка. Именно по такой цене он продавался в первом американском магазине сети Костко, открывшемся в 2019 году в Китае. «Маотай» буквально смели с прилавков вместе с сумками Birkin и курами-гриль. По сравнению с ценами на напиток в других магазинах это было еще дешево.
Сегодня компания стоит более, чем четыре самых крупных китайских банка. Она превосходит по стоимости даже бренд Coca-Cola и оценивается в 412 миллиард долларов, обгоняя Toyota, Nike и Disney.
Продукт раскупается мгновенно, но при этом 97% продаж приходится именно на Китай. «Маотай» почти незнаком иностранцам. Некоторые европейцы считают его острым, как бритва.
Почему же напиток так безумно популярен в родной стране?
Сами китайцы утверждают – всему «виной» национальный дух. Это настоящая огненная вода, изготовляемая из злака сорго и риса. Бутылки напитка в красно-белых цветах – постоянные гости и государственных банкетов в Китае, и бизнес-встреч. Удивительна цитата Генри Киссинджера, госсекретаря США, который говаривал в 1974 году: «Если мы выпьем достаточно маотая, то сможем решить все, что угодно».
Любимый напиток Мао Цзэдуна, использовался как при встрече с Никсоном (1972 год), так и при встрече Си Цзиньпина с Бараком Обамой (2013 год). Сегодня маотай – символ статуса, роскоши. В напиток инвестируют, не только покупая акции, но и сохраняя его для аукционов типа Christie`s, где цена за коллекционные бутылки достигает 40 тысяч долларов. Сегодня создатели задумываются о том, как сделать бренд глобальным и разрекламировать его так же, как русские, американцы и мексиканцы смогли сделать свои напитки узнаваемыми во всем мире.