Найти тему

Фотография - упражнения для начинающих. Экспокоррекция.

Добрый день, друзья.

Если вы ещё не знаете, что такое экспокоррекция и для чего она нужна, можете почитать мою заметку на эту тему, или поискать данный материал на просторах и-нета. Также может быть полезно:

Экспозиция в фотографии

Это странное слово "гистограмма"

Сегодня же я предлагаю вам выполнить достаточно простое упражнение.

Что нам понадобится? Что-то чёрное и что-то белое (можно взять два листа бумаги, только лучше не глянцевой). Я взяла чёрное пальто и белоснежную водолазку.

Конечно, нужен фотоаппарат - желательно на штативе, поскольку придётся делать серию снимков. Здесь сразу говорю - урок написан для владельцев зеркалок. Фотографы со смартфонами - увы, это не для вас. Я, к сожалению, на смартфон фотографировать не умею.

Итак, готовим нашу тестовую сцену. Размещаем белый и чёрный объекты рядом, чтобы они в кадре занимали примерно одинаковое пространство.

Устанавливаем режим приоритета диафрагмы. Если использовать штатив, на выдержку можно внимания не обращать. Да и без штатива тоже - небольшой смаз в этом упражнении не мешает. Поскольку на гладком поле автофокус работать отказывается - используем ручной режим фокусировки (не резкость можно не особо обращать внимание).

Начинаем наше упражнение.

Часть 1

На фотоаппарате устанавливаем точечный режим замера экспозиции (экспозиция замеряется по точке фокусировки).

Точка замера экспозиции - на белом объекте. Делаем кадр с нулевой экспокоррекцией. Обратите внимание, что правый горб гистограммы находится в середине диапазона яркостей - т.е. наш фотоаппарат постарался яркость в зоне замера экспозиции сделать серой.

Далее делаем серию кадров с положительной экспокоррекцией. При этом постоянно контролируем гистограмму, пока не увидим что белое стало действительно белым (правый горб гистограммы приблизился к правому краю). Мне пришлось для этого пройти почти всю доступную мне шкалу до +2.5 EV.

Наилучшим с точки зрения экспозиции являются предпоследний и последний кадры с экспопарами (f/5.6, 1/60) и (f/5.6, 1/45), соответствующие экспокоррекции +2 EV и +2.5 EV

В зависимости от условий освещения и выбранной чувствительности (ISO) у вас получатся другие экспопары.

Точка замера экспозиции - на чёрном объекте. Опять делаем кадр с нулевой экспокоррекцией. Обратите внимание, что теперь левый горб гистограммы находится ближе к середине диапазона яркостей - т.е. наш фотоаппарат снова постарался яркость в зоне замера экспозиции сделать серой.

Делаем серию кадров с отрицательной экспокоррекцией, наблюдая как левый горб гистограммы приближается к левому краю (т.е. чёрное становится всё более чёрным)

Как и в случае замера экспозиции по белому, наилучшие ( с точки зрения экспозиции) результаты получены с экспопарами (f/5.6, 1/45) и (f/5.6, 1/60). Только в данном случае для получения этих значений пришлось использовать отрицательную экспокоррекцию -0.5 EV и -1 EV

Почему необходимые значения экспокоррекции "не симметричны"? Не знаю. Может, чёрный не совсем чёрный. Или белый не совсем белый.

Часть 2.

В заключение, давайте проверяем, что происходит, если выбрать другие режимы замера экспозиции

Устанавливаем центрально-взвешенный режим замера экспозиции (центральная точка примерно на границе белого и чёрного)

Как видим, результаты близки к тем, которые мы получили делая замер экспозиции по белому.

Устанавливаем матричный режим замера экспозиции

Как видим, в случае наличия на изображении высоких контрастов примерно в равных количествах, матричный режим замера экспозиции даёт хороший результат без коррекции

На этом закончим сегодняшний урок. Очень надеюсь, что всё было понятно. Трудно работать без обратной связи, поэтому вопросы приветствуются.

Желаю всем удачных снимков!

Путеводитель по каналу "Записная книжка фотографа"