Найти тему

Повесть временных лет - что это?

Повесть временных лет - это летопись описывающая события на Руси.

Чтобы понять что такое Повесть временных лет предлагаю ознакомиться с основными понятиями:

  • Протограф - ближайший по тексту оригинал одного или нескольких списков;
  • Свод - разновременные текстовые слои в дошедших до нас летописях, гипотетически восстанавливаемые учеными как принадлежащие разным авторам;
  • Список - переписанный летописцем текст своего предшественника, он не является точной копией оригинала. это связано с тем что в процессе копирования текста утрачивались фрагменты предложений, заменялись слова синонимами, малопонятные слова более понятными.
  • Редакция - переработка предшествующего текста летописи, в которой существенно изменялись описание событий, оценка поступков и т. д.
  • Летописная традиция - стиль написания летописи, в соответствии со списками, протографом, хронологией и летописными сводами.

Лаврентьевская летопись написана монахом Лаврентием по велению суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Это первая летопись в которой упоминается о земле Нижегородской.

А. А. Шахматов утверждал, что Повести временных лет предшествовали иные летописные своды. Основанием этого послужило, то что в Новгородской летописи отражается иной летописный свод предшествующий Повести временных лет. Шахматов предполагал, что первый русский летописный текст был создан в Киеве при только открывшейся русской митрополичьей кафедре. Этот гипотетический текст ученый назвал Древнейшим летописным сводом. Он доказал, что ближайшим к Повести временных лет является начальный свод 1093-1096гг.

Л. В. Черепнин считал исходной точкой русского летописания 996 год когда по случаю выдачи Владимиром Святославовичем десятины киевской церкви была составлена летопись. По мнению историка она включала в себя повести о полянах-русах. Для реконструкции свода Черепнин использовал "Память и похвалу князю Владимиру" монаха Киевско-Печерского монастыря Иакова.

М. Н. Тихомиров относил начало летописания к концу 10 - началу 11 вв., согласно его реконструкции летописание началось с создания трех сказаний "Сказание о начале Руси", "Сказание о призвании варягов", и "Сказание о русских князьях". Тихомиров отверждал, что летописание зарождалось и в Киеве и в Новгороде.

Б. А. Рыбаков датировал первый русский свод, созданный в Киеве и освещавший деятельность князя Владимира и его предшественников 996-997гг. По реконструкции ученого, этот представлял собой переработку разнообразных источников: эпизодических записей, эпических сказаний, Белгородской летописи - памятника появившегося при дворе местного епископа и др.

А. Г. Кузьмин полагал, что начало русского летописания следует относить к первой половине княжения Владимира (до 996г.), причем велось это сразу же в нескольких центрах. Он доказывал, что киевский летописец создал первый исторический труд о начале Руси и о первых киевских князьях, с этой целью привлекая "Сказание о славянской грамоте", попавшее на Русь посредством Болгарии. Это недатированное повествование включало в себя все историко-этнографическое введение будущей Повести временных лет, ошибочно относимое к началу 12 века, и имело заголовок "Се повести временьных лет".

Н. К. Никольский предполагал что в основе Древнейшего летописного свода лежала Повесть о полянах-руси. Также он утверждал, что источником некоторых известий Повести временных лет являются памятники западно-славянского происхождения.

Выдержки из Повести временных лет:

"В лето 6421 (913г.) Поча княжити Игорь по олзе. В се же время поча царьствовати Константинь, сынъ Леонтовъ. И деревляне затворимася от Игоря по Олгове смерти".
"В Лето 6422 (914г.) Иде Игорь на деревляны, и победивъ а и возложина ня дань более Олговы. В то же лето прииде Семионъ Болгарьский на Царьград, и сотворивъ миръ и прииде восвоаси"
"В лето 6423 (915г.) Приидоша печенези первое на Русскую землю, и сотворивше миръ с Игорем, и приидоша к Дунаю. В си же времена прииде Симеонъ пленла Фракию, греки же послаша по печенеги. Печенегам пришедшим и хотящимъ на Семеона расварившеся греческыа воеводы...".

Выше изложенные известия черпались русскими летописцами из иностранных источников. Одним из источников Повести временных лет византийская Хроника Георгия Амартола из них же в состав Повести временных лет попал рассказ о нападении Руси на Царьград в 866 году при Аскольде и Дире. Другим источником был краткий "Летописец" Патриарха Никифора. Повесть временных лет пользовалась и другими источниками переводного характера: Житие Василия Нового, речь "философа" из Византии, договор Олега и Игоря с Византией. Другими источниками летописи являлись различного рода русские жития и сказания. Одним из них является Житие Ольги и Владимира. Кроме письменных памятников, летописец использовал песни и легенды, придав им значение исторических свидетельств.

Повесть временных лет обязана Нестору своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которой разворачивается история славян. Именно Нестор укрепляет и совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии от "призванного норманского князя".

Повесть временных лет явилась не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельно литературно-изложенной историей России.

Повести и рассказы
0