В 1962 году французская авиакомпания Sud Aviation и английская BAC начали совместные работы по созданию сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд".
Аналогичные проекты велись в США и СССР.
Главной проблемой проектирования сверхзвуковых пассажирских самолетов была комфортность пассажиров при сверхзвуковых полетах.
Исследования во всех странах велись в обстановке "строжайшей секретности".
Поэтому, в начале 1960-х годов Первое главное управление КГБ СССР разработало операцию по кражу секретной информации о "Конкорде" под наименованием "Брунгильда".
Но западные спецслужбы вскрыли интерес советской разведки к "Конкорду" и в 1964 году задержали гражданина Бельгии, который по заданию советской разведки пытался украсть чертежи европейского сверхзвукового пассажирского самолета. Пришлось советской разведке сворачивать свои планы и прекратить оперативную разработку "Конкорда".
Но советские инженеры уже вели собственные разработки ТУ-144.
ТУ-144 был тяжелее "Конкорда" и весил 97 тонн при 79,3 тоннах у "Конкорда". ТУ-144 вмещал 150 пассажиров, а "Конкорд" только 100. "ТУ-144" поднимался на высоту 20 км, а "Конкорд" на 18 км. Поэтому, кроме общей визуальной схожести оба самолета существенно отличались друг от друга.
Первый пробный полет ТУ-144 состоялся 31 декабря 1968 года. Полет осуществил Эдуард Елян.
Полет успешно прошел в подмосковном Жуковске.
В 70-х годах "суперсоники" (так называли сверхзвуковые самолеты) начали производить в массовом порядке.
Но здесь, авиакомпании стали испытывать проблемы с "суперсониками". Они потребляли слишком много топлива. Это были очень дорогие для пассажирских авиалиний самолеты. Билеты на них были также очень дорогие.
В конце-концов "Конкорды" были проданы за бесценок местным европейским компаниям, и на них летали в основном популярные личности. Билеты стоили до 10 тысяч долларов США.
От "ТУ-144" также постепенно отказались. Вначале его использовали на пассажирских авиалиниях всего семь месяцев и 1 июня 1978 года "Аэрофлот" окончательно отказался от его использования. "ТУ-144" иногда выводили в рейс для срочных и специальных грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. Также, на нем ставили рекорды по скорости и грузоподъемности.