Я уже писала об отношения главных героев, но сейчас мне бы хотелось затронуть феномен популярности вампирских и иных магических историй. Почему столь слабая книга и не менее слабая ее экранизация имели такой ошеломляющий успех?
Что вообще собой представляют эти истории? К каким глубинным страхам нашего подсознания они обращаются?
Всё достаточно просто. Любовь современного мира к фэнтези, миры которого созданы на той или иной исторической основе (чаще всего средневековой), любовь к вампирам и иным сверхъестественным существам продиктована только одним глубинным страхом, который зафиксировал еще старина Фрейд. Это страх смЪрти.
Современный человек мечтает о вечной молодости и о вечной жизни. И одно не отделяет от другого. Он не будет таким забывчивым, как Эос, которая попросила у Зевса вечной жизни для своего возлюбленного, но забыла попросить его о вечной молодости для Тифона.
Отсюда это повальное увлечение сагами типа "Сумерки" и восторг от довольно средненького фильма, где всё - картонная условность. Картонна и неподвижна в своих проявлениях Белла и ровно такие же - герои-вампиры. Ведь они даже не красивы. Читая книгу, мы могли их вообразить невыразимо прекрасными. Но я не вижу ничего красивого в тех персонажах, которые смотрят на нас с экрана.
Радует, что Роберт Паттинсон проявил себя как зрелый драматический артист в ряде фильмов, которые последовали за "Сумерками". Уверена, он со смехом вспоминает своего слащавого героя, в котором очевидный абъюз был присыпан сахарной пудрой некоей абстрактной любви.
Что за любовь была между героями? О чем они говорили? К чему стремились? Белла хотела стать вампиром. Белла родила, выполнив свое человеческое женское предназначение. И? Что дальше? По мысли авторов любовь, рождение ребенка и желание стать неотделимой половинкой от одного единственного мужчины - это предел женской судьбы? В чём подвох? В том, что любовь сильнее смерти?
А каковы устремления Эдварда? Их ведь вообще нет. Ведь не может же быть для мужчины желание обладать женщиной единственным жизнеобразующим стержнем.
В заключение скажу, что даже самое слабое кино способно дать повод для размышлений. Потому что в нем, как в зеркале, отражается не только авторская воля. Такие фильмы - как зеркало. Они отражают мир, в котором были созданы. Они отражают нас.
Засим позвольте откланяться.