Прослушивание обновки от группы "The Matrixx", мнением о которой я поделился в одной из предыдущих статей, навело меня на воспоминания о тех далёких временах, когда Глеб Самойлов ещё не был увлечён электронной музыкальной "косметикой" и не был рок-звездой всероссийского масштаба.
В начале девяностых группа "Агата Кристи", в которой Глеб Рудольфович трудился на пару со старшим братцем Вадимом, а компанию им составляли клавишник Александр Козлов и ударник Андрей Котов, оказалась ровно в той же прострации, в какой оказалась и вся большая страна. И для страны, и для группы то было время смелых экспериментов и полного безденежья. И дело было не только в революционном переломе - сама "Агата..." зашла в тупик. Старые хиты, вроде "Пантеры" и "Viva Calman" стали выходить из моды, а новые чего-то не писались.
В декабре 1990-го года, параллельно с записью очередного "агатовского" альбома "Декаданс" - пожалуй, самого экспериментального и необычного в карьере группы - 20-летний Глеб Самойлов практически в одиночку создал свою первую сольную работу, концептуальный альбом "Маленький Фриц", который по сей день стоит особняком во всём массиве работ этого музыканта. И именно об этом альбоме мне и хотелось бы сегодня поговорить.
История создания
Исторические темы и в особенности - темы Второй Мировой войны и Третьего Рейха - всегда были близки Глебу Самойлову. Он увлекался военной литературой - как художественной, так и документальной.
Однако хэви-металический пафос военных действий был ему чужд. Гораздо интереснее для музыканта оказался частный человек, оказавшийся на войне по приказу, помимо своей воли:
Это было неожиданное озарение, такие озарения случаются очень редко. Я вдруг начал писать песни от лица этого маленького Фрица. Чувствовал его, сопереживал ему. Отчасти это были и мои мысли, просто как бы аранжированные в определённой теме. - Глеб Самойлов.
Так главным лирическим героем нового цикла стал молодой немецкий солдат, сражающийся за свою "фатерлянд", потому что ему приказал "фюрер", и ненавидящий "партизанен", которые могут убить его - на горе любимой "муттер". Немецкие варваризмы, подчас - сильно исковерканные - постоянно проскальзывающие в текстах песен как бы намекают на то, что мир, созданный в "Маленьком Фрице" - лишь сюрреалистическое отражение реальных исторических событий; личные переживания нашего современника, наложенные на определённый исторический контекст. Однако, это уже тема следующего раздела.
Представлять своё творчество товарищам по "Агате..." Самойлов не хотел. В интервью 2000-го года он говорил об этом так:
"Я не мог подать этот материал на общее рассмотрение, чтобы все расчленяли его, делали аранжировки и так далее, и так далее. У меня в голове он сложился, и я не хотел растерять того, что уже было..."
В общем и целом, над альбомом на "Студии 8" в Екатеринбурге трудились четверо. Формула была проста - один Глеб на трёх Александров. Самойлов отвечал за написание песен, создание аранжировок и игру на музыкальных инструментах; Александр Кузнецов - за программинг
и звукозапись; Александр Коротич - за оформление обложки, а Александр Пантыкин стал своего рода художественным руководителем творческого объединения.
Альбом, состоявший из 11-ти композиций (10-ти песен и одного полу-инструментального номера "Блицкриг"), первое время ходил по рукам на магнитофонной ленте - в лучших традициях самиздата периода советского застоя. В 1995-м году, на волне нового успеза "Агаты...", независимым екатеринбургским лейблом "Тутти Рекордз" "Маленький Фриц" был издан на компакт-дисках. На обложке буклета изображён пятиконечный знак, стилизованный под свастику; один из его надтреснутых концов угрожающе навис прямо над головой Глеба Самойлова. Пятиконечный знак повторяется и на "пятаке" диска. Буклет, содержащий тексты всех песен был отпечатан на "оберточной" бумаге — по мнению дизайнера альбома, именно такая бумага передаёт атмосферу трудностей и лишений тяжёлого военного времени. Под эту же бумагу стилизован и сам конверт с диском.
Весной 2013-го года альбом был издан на виниле фирмой "Мирумир".
Концепция альбома
Как и было сказано выше, альбом представляет собой музыкальный психологический портрет рядового бойца немецкой армии в годы Великой Отечественной войны. Название "Маленький Фриц" одновременно намекает на романтический и тонкий душевный строй лирического героя (аллюзия на "Маленького принца" Экзюпери) и на его социальный статус. Тут невольно придёт на ум "маленький человек" из русской классической литературы, а равно и презрительное наименование немецких солдат "фрицами"; "маленький фриц" при таком прочтении - маленькая, никому не нужная часть огромной массы таких же маленьких людей.
Лично я не назвал бы альбом ни прославляющим нацизм, ни обличающим его. На мой взгляд, здесь не так важна тема нацизма, сколько тема человека, в силу многих обстоятельств оказавшегося под пятой у бесчеловечной системы, которая достойна только ненависти. И этот самый человек - не солдат антигитлеровской коалиции, не узник концлагеря, а немецкий солдат, нацист по рождению, но не по убеждениям. Так в лирический строй альбома входит тема рабства. Чтобы подробнее поговорить о ней, послушаем одну из песен альбома, "Гитлер":
Метафизический Гитлер, "воспетый" в этом номере, является олицетворением рабства. Сам Глеб Самойлов говорил об этом так:
"...вы ничего не понимаете, это не хвала Гитлеру, а песни о нашей ущербности, которая рождает в нас жажду своего собственного Гитлера — в музыке ли, в индустрии, в политике. Люди не могут жить без фюрера, вот о чём речь..."
Таким образом, пафос альбома во многом перекликается со знаменитым афоризмом из письма Чехова Суворину: "выдавливает из себя по каплям раба".
"Гитлер", гнетущий человека изнутри, в разных песнях альбома проявляет себя в разных обличиях, но всегда - как разрушитель, как тиран и деспот. В открывающем номере альбома "Барон и за рекой" из-за своего статуса немецкий офицер не находит ответной любви в сердце понравившейся ему русской пленницы.
В песне "Но пасаран" цепь бредущих в темноте "подонков"-солдат предстаёт в виде скованных одной цепью рабов.
Свой подлинный лик полу-исторический Гитлер являет только в двух композициях - "Фрау его мечты" и "Последний подвиг Евы Браун", насквозь пропитанных сарказмом произведениях. После их прослушивания мы понимаем основную мысль автора: настоящий Гитлер - смешон и безобразен. Свою власть, обезоруживающую и разрушительную, он проявляет только в наших душах (см. тезис о метафизическом Гитлере), слабых и ищущих "фюрера".
Песни "Командир", "Покрышкин", "Партизаны" и "Дезертир" - коллективный портрет "маленьких Фрицев". Здесь мы впервые сталкиваемся лицом к лицу с лирическим героем альбома. Основное настроение этих песен - неуют и вечный страх смерти, которым скованна армия.
Кульминацией и одновременно квинтэссенцией всех тем и мотивов, которыми пронизан альбом, становится его последний номер "Искушение маленького Фрица". Он представлен в форме исповеди умирающего солдата святому отцу, превращающейся в мистический рассказ об искушении, которое бес послал солдату в пылу боя. Повредился ли маленький Фриц рассудком или же аллегорически выразил своё отношение к войне, на которую его призвал фюрер, мы так и не узнаем, но это и не важно. "Искушение..." венчается словами "Я был на войне", и они же венчают альбом. Вся палитра чувств, пережитая героем, находит свою первопричину в одной простой фразе.
Жизнь после...
В среде продвинутых поклонников творчества братьев Самойловых "Маленький Фриц" стал культовой пластинкой (и нельзя сказать, что незаслуженно). Однако до массового зрителя песни с неё долетали через раз, а то и через два. Одним из "вопиющих" примеров стало исполнение "Последнего подвига Евы Браун" Нонной Гришаевой на концерте "6 кадров собирают друзей" в 2011-м году. Лично мне это исполнение очень и очень нравится. Впечатление портит только то, что ни слова об авторе не было произнесено...
"Всё это юмор, так сказать...", говоря словами классика. Но стоит заметить, что в репертуар самого Глеба Самойлова материал "Маленького Фрица" попал уже в новом веке. "Искушение маленького Фрица" исполнялась им на сольных творческих вечерах, а номера "Барон и за рекой", "Но Пасаран", "Командир", "Гитлер" и "Последний подвиг Евы Браун" звучали в рамках тура "Прекрасное жестоко" нового коллектива Глеба Самойлова "The Matrixx".
Лично мне всегда было интересно посмотреть кино по этому альбому - наподобие экранизации "The Wall" группы "Pink Floyd". Но не думаю, что моим мечтам суждено сбыться. А жаль...
Итоги
На мой взгляд, "Маленький Фриц" - один из тех незаслуженно забытых образцов отечественной музыки, о которых не всегда вспоминают даже их создатели. Песни с пластинки исчезли из репертуара "The Matrixx", а коллеги Самойлова-младшего по цеху что-то не спешат раскупать права на кавер-версии.
Ныне звук "Маленького Фрица" может показаться устаревшим - ведь прошло уже тридцать лет, да и пластинка не то, чтобы мейнстримовая - однако это всё ещё сборник прекрасно написанной музыки с большим идеологическим и философским зарядом, который не грех и переслушать...
Глебу Самойлову в его творческих поисках я желаю удачи. А если нас когда-нибудь сведёт судьба, обязательно скажу ему спасибо... за "Маленького Фрица".
Обязательно напишите мне, как вам эта статья и как вам сам альбом! Мне будет очень интересно почитать ваши комментарии. Также, если хотите, приходите общаться в мои социальные сети и ознакомьтесь с одной из предыдущих статей. Кроме того, очень прошу вас оценить мой роман в рассказах "Тихие письма", который продолжает появляться на моём канале!
Новая статья уже спешит к вам!
А потому - не прощаюсь...