Это первая моя публикация., сильно не пинайте ))))
Про компрессию
Для любого Автомобилиста знакомо это понятие «КОМПРЕССИЯ», но каждый понимает это слово по- разному. Кто то думает, что чем она больше, тем лучше, а кто то готов ее заливать в двигатель как масло (по совету друзей).
Но большинству автолюбителей это слово понятно и ясно. Я уже и не говорю о специалистах из Авто Сервисов. Но умеем ли МЫ ее правильно измерять? И правильно истолковывать ее значения? Для многих это просто значение и все, а это далеко не так. Для того чтобы правильно измерять компрессию
надо понимать какие процессы происходят в ДВС, и уметь пользоваться «Компрессометром».
Я попробую помочь Вам в этом разобраться и понять что Компрессия это не просто величина, а первый показатель исправности, или наоборот не исправности ДВС .
Ниже подробно опишу чем её измерять , в какой последовательности и соответственно как правильно истолковать ее значения.
Диагностика неисправностей двигателя измерением компрессии в цилиндрах
Измерение компрессии в цилиндрах является наиболее простым и дешевым, а потому широко распространенным способом диагностирования ДВС.
Компрессометр представляет собой манометр с обратным клапаном. И заворачивается вместо свечи зажигания у бензинового двигателя или свечи накаливания у дизеля. Простота и доступность этого прибора сделали его практически «универсальным» средством и для определения неисправностей двигателя и для оценки его технического состояния в целом. К сожалению, это весьма распространенное заблуждение. При всей простоте способа полученные результаты нередко требуют определенного объяснения, иначе можно сделать совершенно неверные выводы. Наиболее характерный пример - измерение компрессии в бензиновом двигателе с пробегом в 100+150 тыс. км. дает 1,1+1 ,2 МПа, что не только соответствует норме, но и близко к уровню нового двигателя. В то же время расход масла может превышать 1500+2000 г на 1000 км пробега. Таким образом, в данном примере результаты измерения компрессии могут ввести в заблуждение, причем подобных примеров много.
Рассмотрим влияние различных факторов на компрессию. Очевидно, что максимальное её значение будет
при минимальных утечках газов из цилиндра, что соответствует следующим условиям:
цилиндр идеально круглый;
поверхность цилиндра не имеет продольных рисок;
поршневые кольца идеально прилегают к поверхности цилиндра;
величина зазора в замках колец близка к нулю;
торцевые поверхности колец идеально соответствуют торцевым поверхностям канавок поршня;
тарелки клапанов идеально прилегают к седлам.
Указанные факторы являются эксплуатационными и определяют отсутствие или наличие утечек воздуха из цилиндра.
С другой стороны, на количество воздуха, поступающего в цилиндр, влияют (в сторону увеличения):
полностью открытое положение дроссельной заслонки;
чистый воздушный фильтр;
продолжительность фаз впуска и выпуска, зависящее, например, от зазоров в механизме привода клапанов;
малое перекрытие клапанов (имеется в виду на той частоте вращения, при которой выполняется проверка компрессии).
Очевидно, чем больше воздуха поступает в цилиндр, тем меньше влияют на компрессию утечки, особенно при возрастании частоты вращения, когда уменьшается время, в течение которого происходят эти утечки.
Помимо указанных, на давление (компрессию) влияют:
температура двигателя (повышает компрессию);
масло, прошедшее через маслосъемные колпачки, поршневые кольца, уплотнения турбокомпрессора (повышает компрессию, т.к. уплотняет зазоры в сопряженных деталях);
топливо, поступившее в цилиндр в виде капель (понижает компрессию, т.к. смывает масло с деталей и не обладает, в отличие от масла, уплотняющими свойствами из-за малой вязкости);
не герметичность обратного клапана компрессометра или магистрали от клапана до манометра (уменьшает компрессию).
Большое число факторов, влияющих на максимальное давление в цилиндре, может существенно изменить результаты измерений. Упомянутый выше пример со старым изношенным двигателем, имеющим высокую (более 1,1 МПа) компрессию, можно дополнить новым двигателем с малым пробегом и компрессией менее 0,5 МПа. Этот двигатель не имеет никаких неисправностей механической части - просто из-за неисправности системы управления в цилиндры поступило очень большое количество топлива, которое "смыло" масло со стенок деталей, чем и вызвало такой"дефект".
Указанные примеры подтверждают необходимость очень осторожного обращения не только с результатами, но и с методикой измерения компрессии. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
При измерении компрессии следует соблюдать несколько условий:
двигатель должен быть "теплым";
желательно отключить подачу топлива в цилиндры (отключив бензонасос, форсунки или другим способом), особенно, если есть вероятность обогащения смеси;
необходимо вывернуть свечи во всех цилиндрах;
отключить питание от трамблера
аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а стартер исправен.
Измерение компрессии можно выполнять как при полностью открытой, так и закрытой дроссельной заслонке. Каждый из этих способов определяет "свои" дефекты.
Если заслонка полностью закрыта, то в цилиндры поступает малое количество воздуха. Максимальное давление в цилиндре оказывается невелико (порядка 0,6+0,8 МПа) из-за малого давления в коллекторе (0,05+0,06 МПа вместо 0,1 МПа при полностью открытом дросселе). Утечки при закрытой заслонке также оказываются малы из-за малого перепада давления, но даже при этом соизмеримы с поступлением воздуха. Вследствие этого величина компрессии в цилиндре оказывается очень чувствительной к утечкам - даже из-за незначительной причины давление падает сразу в несколько раз
При полностью открытом дросселе этого не происходит. Значительное увеличение количества поступившего в цилиндры воздуха приводит и к росту компрессии, однако утечки, несмотря на их небольшой рост, становятся значительно меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия даже при серьезных дефектах может еще не упасть до недопустимого уровня (например, до 0,8+0,9 МПа у бензинового двигателя).
Исходя из особенностей различных вариантов измерения компрессии, можно дать некоторые рекомендации по их использованию.
Измерения компрессии с полностью открытой заслонкой позволяют обнаружить:
поломки и прогары поршней;
зависание (закоксовывание) колец в канавках поршня;
деформации или прогар клапанов;
серьезные повреждения (задиры) поверхности цилиндра.
Измеряя компрессию с закрытой заслонкой, удается определить:
не вполне удовлетворительное прилегание клапана к седлу;
зависание клапана (из-за неправильной сборки механизма привода клапана с гидротолкателем);
дефекты профиля кулачка распределительного вала в конструкциях с гидротолкателями(например, износ, биение тыльной стороны кулачка).
При измерениях следует учитывать динамику нарастания давления. Так, если на первом такте величина давления, регистрируемого Компрессометром, низкая (0,3+0,4 МПа), а при последующих тактах резко возрастает - это свидетельствует об износе поршневых колец (проверяется заливкой в цилиндр через свечное отверстие 5+10 см3 свежего масла). Напротив, если на первом такте достигается умеренное давление (=0,7+0,9 МПа), а при последующих тактах эта величина практически не растет - это косвенно свидетельствует о наличии утечек (клапаны, прокладка, трещина в головке и т.п.).
Практика показывает, что взаимное влияние большого числа факторов на абсолютное значение компрессии столь велико, что результаты измерения могут быть неправильно или произвольно истолкованы и ввести в заблуждение. Поэтому для определения технического состояния в целом исправного и устойчиво работающего двигателя только измерения компрессии недостаточно. В таких случаях оно должно применяться в комплексе с другими способами и средствами диагностики.
И последнее, не надо использовать Компрессометры которые продаться в магазинах автозапчастей.
В большинстве случаев они показывают «погоду». И вот тому подтверждение. Одному моему знакомому надо было пройти добровольную сертификацию Авто Сервиса. А там для выдачи сертификата требуется сдать на поверку инструмент, которым будет производиться ремонт ДВС. И появилась такая проблема:
Ни один Компрессометр из его запасов не прошел поверку. Им были куплены еще несколько Компрессометров в магазинах Кирова. Ни один не прошел. Все врут и причем на 1-2 МПа. Один даже показал сначала одно давление, а через минуту другое. Я видел в городе нормальные Компрессометры только в двух магазинах, (это Престиж Авто, Дом Техники 2 этаж, и магазины Рейс.)
Ниже приводиться таблица которая поможет Вам вынести правильный диагноз ДВС
Неисправность
Величина компрессии, МПа
Признаки неисправностей
Полностью открытая
дроссельная заслонка
(1,0+1,2 МПа)
Закрытая
заслонка
(0,6+0,8 МПа)
Трещина в перемычке поршня
Синий дым выхлопа, большое давление в картере
0,6-0,8
0,3-0,4
Прогар поршня
То же, цилиндр не работает на холостом ходу
0-0,5
0-0,1
Прогар клапана
Цилиндр не работает на холостом ходу и малых нагрузках
0,1-0,4
0
Деформация клапана
То же
0,3-0,7
0-0,2
Залегание колец в канавках поршня
То же, с синим дымом выхлопа и большим давлением в картере
0,2-0,4
0-0,2
Задир на поверхности цилиндра
То же, возможна не вполне устойчивая работа цилиндра
0,2-0,8
0,1-0,4
Переобогащение смеси
Затруднен запуск, черный дым выхлопа
0,5-0,8
0,3-0,4
"Зависание" клапана
Цилиндр не работает на холостом ходу
0,5-0,8
0,1-0,3
Дефект профиля кулачка распределительного вала
То же
0,7-0,8
0,1-0,3
Естественный износ поршневых колец и цилиндров
Повышенный расход масла, пониженная мощность двигателя
0,6-0,9
0,4-0,6
Повышенное количество нагара в камере сгорания в сочетании с изношенными маслоотражательными колпачками и/или маслосъемными кольцами
Повышенный расход масла с синим дымом выхлопа
1,3-1,6
1,0-1,4
При написании статьи использованы материалы фирмы «АБ- ИНЖИНИРИНГ» и А.Э. Хурлева.
С уважением к Вам Ден_К .
Выложу пока статью, которую я подготовил и размещал на одном портале