Найти тему
Журнал МОСТ

Художник Кит Харинг: гениальность, стрит-арт и ранняя смерть

Нью-йоркский художник, провозглашавший «искусство для всех», активист, открытый гей, друг Энди Уорхола, Мадонны и Жана-Мишеля Баския — Кит Харинг и сегодня продолжает вдохновлять зрителей и известные бренды. Чем примечателен Кит Харинг и почему память о нем живет спустя десятилетия — рассказываем в нашем новом материале.

Кит Харинг родился 4 мая 1958 года в городе Рединг. Вырос в Куцтауне, штат Пенсильвания. «Это маленький консервативный город, в краю пенсильванских голландцев. Сонный, там почти ничего не происходит. И Кит был со мной согласен», — рассказывает Аллен Харинг, отец художника. Аллен рисовал мультфильмы, а сын ему помогал. Кит был влюблен в рисование, очарован работами Уолта Диснея и иллюстрациями Доктора Сьюза.

«Он постоянно рисовал. Даже в школе, когда не должен был», — говорит Аллен. Джоан, мама Кита, добавляет: «Он рисовал на любой бумаге. На оборотах списков покупок, на карточках. Он всегда был готов рисовать». В беседе с Джоном Груэллом в 1989 году, которая превратилась позже в книгу, на вопрос «Каким ты был в детстве?» художник ответил: «Я носил очки со второго класса. Был немного ботаником. Мне не хватало уверенности в себе, меня последним выбирали в команду. Мама постоянно пыталась загнать меня в какие-то рамки. Она давила на меня. Хотела, чтобы я играл в бейсбол, а не занимался всякими глупостями типа основания собственного клуба».

Кит читал книги и посещал музеи, где пытался разобраться в современном искусстве. По настоянию родителей он поступил в Питтсбургскую школу профессионального искусства Айви. Однако скоро понял, что быть графическим дизайнером или иллюстратором не хочет. «Люди, которые занимались этим, выглядели несчастными. Они говорили, что делают это только ради работы, занимаясь собственным искусством на стороне. Их собственное искусство было потеряно. Я бросил школу», — рассказывал Кит в интервью «Rolling Stone» в 1989 году.

Позже Кит Харинг получил работу в центре искусств и ремесел в Питтсбурге. В то время он был особенно увлечен творчеством французского художника Жана Дюбюффе. В музее Карнеги Харинг познакомился с картинами бельгийского живописца Пьера Алешинского: «Я раньше не слышал про него. Его картины были так похожи на мои. Впервые я почувствовал, что делаю что-то стоящее». Пьер Алешинский и Уильям Берроуз оказали большое влияние на Кита.

В 1978 году Кит провел свою первую выставку в центре искусств и ремесел в Питтсбурге. Кто-то отменил свою выставку, и у центра оказалось свободное место — пригласили Харинга. «Я знал, что должен совершить прорыв. Я должен был поехать в Нью-Йорк. Только там я мог добиться нужной глубины, как в контексте моего искусства, так и в контексте моей жизни», — говорил художник.

Нью–Йорк тем временем переживал политический кризис и экономическую депрессию, население города уменьшилось, он был полон грабителей, на центральной площади Манхэттена продавали наркотики. В 1976 году вышел культовый фильм Мартина Скорсезе «Таксист», который хорошо передает атмосферу той поры. «Иногда я задыхаюсь от вони», —  произносит главный герой картины, подразумевая под запахом плохих людей. Однако там была совсем новая музыка и новое искусство, свобода выражения. В такой Нью-Йорк и приехал Кит Харинг.

Дрю Страуб, художник и в то время сосед Харинга, рассказывает: «Мы жили в крохотной квартирке на третьем или четвертом этаже. Огромные тараканы, фанерные полы. Комната Кита фактически была кладовкой. Там стоял фонограф. По 20 часов подряд на нем играла рок-музыка, пока Кит рисовал в квартире. В Ист-Виллидж ни у кого не было телевизора. Каждый вечер мы шли куда-нибудь развлекаться. Мы курили травку как сигареты. И это помимо мескалина, кислоты, псилоцибиновых грибов».

В Нью-Йорке Харинг поступил в школу визуального искусства. Проводил там целые дни: «Я просто работал. Все было новым и потрясающим». Саманта Макьюэн вспоминает, что как-то раз незнакомый ей тогда Харинг сел напротив нее, их колени соприкоснулись, и он просто спросил: «Можно тебя нарисовать?».

В 1980 году в нью-йоркском метро на неиспользуемых рекламных щитах стали появляться рисунки Харинга мелом. Сотни тысяч людей каждый день могли видеть его работы. Это напрямую отражает концепцию Кита о доступном искусстве, творчестве, через которое можно было общаться с большим количеством людей. Он учился, наблюдая за их реакцией на свои рисунки.

В интервью для Marquette University Campus Кит шутит, что некоторые полицейские — его фанаты. Здесь же его спрашивают: «Вам часто говорят спасибо?». Харинг признается, что это одна из тех вещей, которая заставляет его вновь и вновь возвращаться в метро. Художник был в восторге от граффити, чувствовал связь с уличной культурой. Сам он тоже рисовал на улицах, а еще создавал скульптуры. Его стиль узнаваем: герои его творчества — танцующие человечки, ребенок, собака. Они довольно простые, орнаментальные, резкие. На видео с Харингом видно, как динамично он работал. Часто цвета в творчестве Кита либо яркие, кислотные, как в мультфильмах, либо вовсе отсутствуют. В работах есть и страхи художника: летающие тарелки, радиация. Именно об этом тогда можно было услышать по телевидению.

«Я погрузился в поэзию, и она поглотила меня», — писал художник в 1979 году. Он понимал свое творчество как текст, состоящий не из слов, но из пиктограмм. «Он пытается придумать некую иероглифику современного мира», — говорит в своей лекции искусствовед Ирина Кулик.

Кит стал организовывать выставки и перформансы в Club 57 и на других площадках. В 1982 году агентом Харинга стал Тони Шафрази, он же помог организовать его выставку. На открытие тогда пришли сотни людей. В том же году его анимированные персонажи появились на Таймс-сквер. Кит начал работать по всему миру. Он расписывал тело американского танцора и режиссера Билла Ти Джонса, делал фон для балета Ролана Пети и дизайн часов Swatch, рисовал на Берлинской стене. А по субботам возвращался в Нью-Йорк и развлекался в клубе Paradise Garage. Кит Харинг не скрывал информацию о своей сексуальной ориентации: «Я рад быть другим, я горжусь тем, что я гей, и мне стыдно за моих предков, я не такой, как они».

В 27 лет у Кита прошла выставка в музее современного искусства в Бордо, после — в городском музее Амстердама. Джулия Груэн, его помощница, вспоминает: «Люди обожали его, потому что он был так молод, к тому же американец. Он был воплощением духа молодежи. Такой энергичный, в своих кедах и джинсах». Однако несмотря на успех Харинга в Америке, нашлись и те, кто считал, что у него «глянцевый, неглубокий стиль в духе MTV». Художника это расстраивало.

-2

Кит считал, что рынок искусства очень далек от того, каким должно быть искусство: «Я всегда ходил на открытия выставок и делал рисунки для сотни людей. Сейчас я думаю дважды, потому что люди продают их. Это безумие. Когда ты что-то подписываешь, ты не знаешь: люди хотят этого, потому что они действительно этого хотят или из-за денег. Все сейчас думают о деньгах».

В 1986 году Кит открыл свой магазин «Pop Shop» в Сохо для людей, которые не могли себе позволить купить его работы. Магазин работает и сейчас, но только онлайн. Здесь можно приобрести футболки за 29 долларов, худи за 48 долларов, доски для скейтбордов, книги, магниты, кружки и другие вещи с рисунками Харинга.

В 1988 году художник узнал, что у него СПИД. Когда ему поставили диагноз, он начал работать еще больше обычного и больше путешествовать. В конце жизни любил классическую музыку, слушал ее постоянно и очень громко. «Ты просто должен жить дальше. Собираешь себя в кучу и понимаешь, что конец еще не настал. Нужно продолжать жить. Как-то с этим справляться, бороться и принять это», — говорил Харинг. В 1989 году Кит открыл собственный фонд, финансирующий исследования СПИДа и некоммерческие организации, помогающие детям. Художник активно распространял информацию о СПИДе и привлекал к этой теме внимание. Кит Харинг умер 16 февраля 1990 года, ему был 31 год.

5 работ Кита Харинга

Crack is wack, 1986

Кит был активистом, и в своем творчестве он часто затрагивал проблемы общества. Мурал «Крэк — это безумие» посвящен эпидемии крэка в Нью-Йорке и ее последствиям. После реставрации мурал находится в Crack Is Wack Playground в Восточном Гарлеме.

Баннер, посвящённый 100–летию статуи свободы, 1986

«Детям комфортно со мной, а мне комфортно с ними. Они умеют чувствовать искренность в рисунке», — говорил Харинг. Работа с детьми и для детей была важна для художника. Этот баннер он сделал вместе с ними. С 2015 года работа находится в частном владении.

A Pile of Crowns for Jean–Michel Basquiat, 1988

Хранящуюся в музее De Young (Сан-Франциско) картину Харинг посвятил памяти Жана-Мишеля Баския, погибшему от передозировки наркотиков.

Ignorance = Fear, 1989

Плакатом «Невежество = Страх» Кит привлекает внимание к СПИДу, о котором было принято молчать. Увидеть работу можно в Whitney Museum of American Art.

Unfinished painting, 1989

Демонстрация оборванной жизни. Работа выглядит незаконченной, но по факту является завершенным произведением. Хранится в National  Portrait Gallery.

Коллаборации

Бренд Uniqlo выпустил первую коллаборацию еще в 2008 году, на футболках, лонгсливах появились рисунки и фразы Кита. Сотрудничество продолжается и сейчас.

В 2021 году вышла коллекция Dr. Martens x Keith Haring. «Красочная мультяшная графика этого нью-йоркского художника базируется на его социальной активности. Его публичное творчество ставило под сомнение авторитеты. В его работах заложено куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд», — так определила свой выбор компания Dr. Martens.

Бренды Etudes, Swatch, United Colors of Benetton, Moleskine, Zara, Lacoste, Comme Des garçons также делали специальные коллекции с рисунками Кита Харинга.