Найти тему

Плюсы и минусы авторотации

Авторотация – это вращение винта или вентилятора двигателя от набегающего потока. Расскажу об этом явлении на примере двигателя ПС-90А. Что плохого или хорошего в этом явлении?

Начнем с плохого, если у вас двигатель вращается от набегающего потока, значит, он не работает, но как вы знаете самолет, может выполнять полет на одном двигателе. Плохо, в данном случае, будет двигателю, так как у нас первыми встречают набегающий поток вентилятор и компрессор низкого давления (далее КНД), вентилятор и КНД стоят на одном валу, они будут крутиться от потока, а вот компрессор высокого давления (КВД) спрятанный внутри двигателя и в разы меньше чем вентилятор и еще стоящие на другом валу вращаться не будут, следовательно, до него поток доходить не будет. Вы спросите, ну и что? Пусть не крутиться, а проблема в том, что маслонасос имеет привод от КВД и гонит масло на смазку всех опор двигателя, в том числе и вентилятора, и КНД, которые сейчас вращаются, а масло туда не поступает, так как КВД отдыхает, как вывод масленое голодание и не охлаждение опоры.

-2

Авторотация - это не приговор, если двигатель авторотировал, то есть временные рамки, при превышении времени которых, надо производить осмотр магнитных пробок на наличие стружки, так же брать пробу масла на анализ. Если противопоказаний нет, то двигатель будет допущен к эксплуатации. Теперь о хорошей стороне авторотации, КВД все же можно раскрутить на низких высотах, где плотность воздуха больше и разогнав до определенной скорость. Представим ситуацию, вспомогательная силовая установка (ВСУ) не работает, а именно от нее производится штатный запуск двигателей, но ведь можно запустить от установки воздушного запуска (УВЗ), это тот же ВСУ, только мобильный, на платформе машины. Запустились от УВЗ, всё, уже летим, и бац отказ двигателя, ВСУ не работает, а двигатель надо перезапустить и тут выручает авторотация, мы снижаемся, разгоняем до определенной скорости, и чудо КВД раскручивается на ПС-90А, при достижении 20% КВД выполняем запуск, проблема решена. Кстати, в руководстве ПС-90А есть схема фиксации вентилятора от авторотации для транспортировки под крылом, я так думаю, это для ИЛ-96, так как ТУ-204 с одним двигателем не взлетит.