Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Сто лет одиночества и тысяча дней войны. «Альмиранте Лесо»

Оглавление
"Тысячедневная война"
"Тысячедневная война"
Отделение Панамы
Отделение Панамы
-3

– Для европейцев Южная Америка – это мужчина с усами, гитарой и револьвером, – со смехом сказал врач, не отрываясь от газеты. – Они нас не понимают. Габриэль Гарсиа Маркес. «Полковнику никто не пишет».
«Для меня война в Колумбии не закончена». Габриэль Гарсиа Маркес.

Колумбия из всех латиноамериканских стран, пожалуй, самая пострадавшая от эпохи перемен. С 1819 по 1886 годы она только названий государства сменила пять! Еще кардинальнее менялась ее территория. Из Великой Колумбии (да, сначала и Колумбия была Великой) Симона Боливара в 1830 году выделились Венесуэла и Эквадор. В 1885 году США попытались аннексировать территорию Панамского перешейка, тогда также входившего в состав Колумбии, но помешал чилийский крейсер "Эсмеральда".

Конфликт с США по поводу строительства Панамского канала удачно совпал с начавшейся в стране гражданской войной 1899-1902 годов (вторая после гражданской войны 1860-1862 годов). В историю она вошла как "Тысячедневная война" и стоила стране более ста тысяч жизней. Война шла между сторонниками правящей Колумбийской консервативной партии и оппозиционной Колумбийской либеральной партии. Мятежникам помогала Венесуэла.

"Красные дети" армии либералов в Панаме. 1899
"Красные дети" армии либералов в Панаме. 1899

Итоговое перемирие сторонами было подписано 21 ноября 1902 года на борту американского броненосца «Висконсин». Власть осталась у консерваторов.

División_política_de_Colombia,_1886
División_política_de_Colombia,_1886

22 января 1903 года "миротворцы" вынудили колумбийского посла
подписать договор о передаче США на 100 лет территории шириной 6 км поперек Панамского перешейка. Однако Конгресс Колумбии отказался его ратифицировать. Тогда американцы активировали план "Б". Власть в Панаме захватили поддержанные США сепаратисты, а американский флот блокировал попытки переброски правительственных войск для подавления мятежа. Ослабленная и расколотая страна не смогла защитить свой суверенитет.

3 ноября 1903 года Революционная Хунта объявила о независимости республики Панама, 13 ноября новое государство признали США, потом Франция и еще 15 стран. Куй железо пока горбачев горячо. Уже 18 ноября госсекретарь США Джон Хэй и представитель Временной правящей Хунты подписали договор о строительстве Панамского канала. Так как заинтересованные лица (с) повредили подводный телеграфный кабель, в Боготе о появлении Панамы узнали лишь 6 ноября. Но было уже поздно.

Естественно, в обстановке постоянных делений и гражданских войн стране было не до флота. Неоднократно его просто полностью распускали из-за отсутствия финансирования. Лишь в 1895 году его вновь сформировали из трех канонерок, переданных военным от Министерства финансов.

Под окончание гражданской войны правительство Колумбии все-таки озаботилось приобретением крупного корабля.

На заказ какого-нибудь "эльсвика" денег у разоренной войной страны сильно не хватало, да и остальные предложения по заказам "кусались". Оставался только вторичный рынок.

Как раз в это время от любимой игрушки был вынужден избавляться султан Марокко Мулай Абд аль-Азиз. Его 70-метровая яхта «Эль Башир», по совместительству малый крейсер, торпедная канонерская лодка, в конце концов флагман марокканского флота, стала султану не по карману. Небольшая североафриканская страна стала объектом интереса сразу Франции, Германии и Испании. Да и население...сплошные дикари-берберы. Финансы султаната стабильно пели самые заунывные арабские романсы, а попытки что-либо изменить неизбежно наталкивались на проблему соперничества великих держав.

В общем построенная в Италии а 1892 году по британскому проекту яхта с 18 узловой скоростью и роскошными султанскими апартаментами была выставлена на продажу по хорошей цене. Купили колумбийцы.

Для перегона яхто-крейсера на новую родину команду наняли в Испании. Это было делом привычным, колумбийский военный флот комплектовался в основном из испанцев и чилийцев. 11 июля 1902 года крейсер уже был в колумбийской Картахене (не путать с испанской или мексиканской).

Единственное, что сразу не понравилось покупателям-это вооружение. Султанская яхта имела на баке 140-мм орудие Дригса , четыре 57-мм пушки и четыре скорострелки Шнейдера-Канэ. Сразу по приходу в Колумбию пять антикварных стволов заменили на две 120 мм скорострелки в оконечностях.

Естественно, корабль был немедленно переименован. Новое название-«Альмиранте Лесо», в честь испанского адмирала Блас де Лесо, в знак признательности бывшей метрополии.

Блас де Лесо-и-Олаварриета ( Blas de Lezo y Olavarrieta), также известный как «Patapalo» («Деревянная нога») и позже как «Mediohombre» (Получеловек) из-за многих ран, полученных в своей долгой военной жизни (3 февраля 1689 — 7 сентября 1741) — испанский адмирал, и один из величайших стратегов и полководцев в истории ВМС Испании. Он известен командованием обороной города Картахена в 1741 году в ходе Войны за ухо Дженкинса.

Но новое название не прижилось и в 1904 году у корабля появляются новые буквы на борту- «Картахена». В честь, разумеется, своей Картахены. Испанцы пусть думают, что испанской. Все довольны.

Может у колумбийских адмиралов и были какие-то нельсоновские планы, но в реальности весь флот "молодой" республики состоял из малого крейсера (или большой канонерки) «Картахена», двух маленьких морских канонерок Boyacá и La Popa и вооруженного транспорта. В 1907 году из этой армады сформировали учебный отряд.

 бывшая канонерская лодка колумбийского флота Cartagena в ноябре 1917-го года.
бывшая канонерская лодка колумбийского флота Cartagena в ноябре 1917-го года.

-7


Альмиранте Лезо 1902
Альмиранте Лезо 1902

«Альмиранте Лесо» ARC Almirante Lezo (ex-البشير [El Bashir]), с 1904- Cartagena Orlando, Livorno, Italy. Заложен 1892. Спущен на воду 1892 . Построен 1892. Продан Колумбии 1902. Демобилизован и разоружен в 1916 году. Исключен из списков в 1924 г. Списан в 1925

Водоизмещение нормальное 1200 тонн. Длина 70,0 м. Ширина 10.0 м. Осадка 2,60 м.
Двигатели- одна паровая машина , 1 вал, 2300-2500 л.с. Максимальная скорость 16-18 узлов. Экипаж 150 человек
Вооружение 2 x 1 - 120 мм/40 A91, 4 x 1 - 37 мм/25 37H Lungo, 4 - 356 TT (1 нос, 1 корма, 2 борт)

Almirante Lezo в 1902-м году в Венесуэле
Almirante Lezo в 1902-м году в Венесуэле
-10

Сразу после прибытия, в 1902 году крейсер принял участие в Венесуэльском кризисе. В 1912 году в Гаване он прошел капремонт. Теперь уже Колумбия, вслед за Марокко, поняла, что не тянет содержание флота. Создание необходимой эксплуатационной и ремонтной инфраструктуры не успевало за потребностями. Крейсер дряхлел без должного ухода.

крейсер на марке
крейсер на марке

В 1916 году правительство решило вопрос кардинально и упразднило флот вообще. «Картахена» был выставлен на аукцион. Разоруженный крейсер достался американской компании Pedro Tatanis из Нью-Йорка. Перед вступлением США в первую мировую к кораблю присматривались "купцы" из американского флота, на предмет мобилизации во вспомогательный флот. Но даже их изношенный корабль не заинтересовал. До 1925 года корабль эксплуатировали в коммерческих целях, а затем продали на слом.

P.S. Великий колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес посвятил свои наиболее известные произведения "Сто лет одиночества" и "Полковнику никто не пишет" трагедии своей страны, до сих пор расколотой гражданской войной.

систематизированный каталог статей канала-по ссылам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам