Найти тему
Мир Танков

Советский штурмовой танк Т-34Г. Что за модификация?

К 1942 году все танки КВ-2 были выбиты или утеряны в боях. Красной армии требовался новый танк с большой пушкой для уничтожения укреплений противника. Конструкторы хотели установить на танк Т-34 новую танковую гаубицу У-11 калибром 122-мм. В конце 1942 года наркомом тяжелой промышленности были выработаны требования к новому артиллерийскому танку для усиления армейских частей.

На разработку нового танка выделили три конструкторских коллектива: Уральский завод, группа завода №9 и коллектив ЦАКБ (Центральное артиллерийское КБ). Они создали три разных проекта, по сути только башен.

Уральцы разработали литую башню У-37 с диаметром погона башни как у КВ-1, внутрь поставили гаубицу У-11, но даже в большой башне было так тесно, что проект даже не стали дорабатывать.

Проект Центрального артиллерийского конструкторского бюро предполагал установку 122- или 152-миллиметровой артиллерийской системы С-41. Данная башня предлагалась не только для установки на Т-34, но и на КВ-1С. Однако конструкция ЦАКБ в башне Т-34 с погоном диаметром 1420 миллиметров не могла быть установлена по причине большой реакции отдачи и чрезмерных габаритов. В связи с этим проект для Т-34 был отвергнут, однако рекомендован для монтажа в танке КВ.

Самым привлекательным выглядело предложение конструкторского бюро завода №9. КБ завода предложило литую башню с вертикальными стенками увеличенной высоты. Часть боекомплекта размещалась в башенной нише. Танк предлагалось вооружить 122-миллиметровым штурмовым орудием Д-6, которое являлось плодом технологического упрощения и доработки 122-миллиметрового орудия У-11 и унификации деталей и узлов с 85-миллиметровой пушкой Д-5. В сквозной нумерации изделий завода №9 указанная башня получила заводской индекс Д-11 и легко могла перевооружаться 85-миллиметровой пушкой Д-5. Впрочем, габаритов и этой башни было недостаточно для комфортного размещения трех членов экипажа.

Разработки конструкторских бюро Уралмашзавода и завода №9 еще некоторое время обсуждали на пленуме Артиллерийского комитета. Так, например, чтобы избежать тесноты в движении, предлагалось, чтобы заряжающий по совместительству был и стрелком-радистом и покидал свое кресло лишь при остановке танка во время проведения стрельб. Однако в этом случае машина оказывался бы без защиты от нападения пехоты противника. Все попытки найти выход из сложившейся ситуации были тщетны. Осенью 1943 года в связи с появлением самоходных установок СУ-152 и СУ-122 работы по штурмовому танку Т-34-122 были прекращены. Опытный штурмовой танк Т-34-122 в некоторых документах проходил под обозначением Т-34Ш (штурмовой) или Т-34Г (гаубичный).

Характеристики Т-34 со 122-мм гаубицей:

  • Масса — 30 т
  • Экипаж — 4-5 чел
  • Размеры — 6 м (длина), 3,2 м (высота)
  • Вооружение — 122 мм гаубица У-11, два пулемета 7,62 мм ДТ
  • Бронирование лба корпуса — 90 мм (45 мм под углом 60 град)
  • Бронирование бортов корпуса — 58 мм (45 мм под углом 40 град)
  • Бронирование башни — 60 мм
  • Двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, В-2-34, 500 л.с.
  • Удельная мощность — 16,6 л.с. на тонну
  • Максимальная скорость — 30 км/ч
  • Емкость топливных баков — 620 л
  • Трансмиссия — механическая, коробка передач 5 скоростей (4 вперед и 1 назад)