Всем привет!
В декабре 2020 и январе 2021 года, когда я искал информацию о том, какие конструктивные изменения были сделаны в рестайлиноговом KIA Rio 4-го поколения, готовясь к выпуску статьи, насобирал множество поисковых запросов, в результате все рекламные объявления, которые обычно показываются на открытых страницах в браузере, на следующий день пестрели примерно такими содержанием:
- удалим катализатор на авто
- услуги по удалению катализаторов
- удалим катализатор, пламегаситель в подарок
Ну и различные вариации на тему каталитического нейтрализатора.
А теперь мне хотелось бы рассказать Вам, уважаемые читатели, почему этот бизнес возник и почему не нужно сразу пользоваться подобными объявлениями и сразу, после покупки нового автомобиля, бежать в подобного рода сервис
Откуда растут ноги от данной услуги. Если Вы читали мою статью про анализ судебных слушаний по поводу разрушения каталитических нейтрализаторов в двигателях G4FC и G4FG, то знаете (или уже знали и без меня, скорее всего), что в 2014-2015 годах такая проблема имела место в ряде случаев, число которых было существенно меньше, чем количество проданных автомобилей с данными двигателями. Тем не менее, родился обывательский миф о том, что если ты по каким-то причинам боишься разрушения катализатора, то должен сразу его вырезать из системы выпуска отработавших газов и заменить на пламегаситель.
Оставим за скобками тот факт, что такое деяние есть изменение конструкции автомобиля и на двигатель, в случае его поломки, гарантия не будет распространяться, а также то, что удаляя катализатор, Вы негативно воздействуете на экологию. И подумаем над таким простым фактом - почему технический сервис не только предлагает бесплатно эту услугу, а также еще и подарки дарит? Ведь мы все прекрасно понимаем, что бесплатный сыр бывает где? Да-да, именно там - в мышеловке!
Давайте подумаем над этим, предварительно прочитав вот эти две новости [1] и [2]. Так вот, в чём предназначение катализатора? Во время работы двигателя выделяются такие опасные для здоровья человека химические соединения как соединения углеводорода, оксиды азота и окись углерода (последний так вообще ядовитый газ, причём не имеющий запаха). И, собственно, если ничего не делать, то весь этот "коктейль" будет выбрасываться в атмосферу. Чтобы этого не происходило, как раз и используется каталитический нейтрализатор (иногда его еще называют каталитическим конвертером).
Для того, чтобы нейтрализовать эти вредные вещества, каталитический нейтрализатор содержит две компоненты:
- восстанавливающая компонента (является активатором разложения оксидов азота на инертный молекулярный азот и кислород: NO2 разлагается на N2 и O2)
- окислительная компонента (вовлекает в реакцию образовавшийся свободный кислород с углеводородами недогоревшего топлива и окисью углерода)
Ну и, соответственно, чтобы описанные выше химические превращения осуществлялись, в состав восстанавливающей компоненты входят такие драгоценные металлы, как платина и родий, а в состав окислительной компоненты - платина и палладий.
Еще читал, что, вроде бы может применяться и золото, но не могу ручаться, что это так.
Так что же скрывается за "бесплатным удалением катализатора"? Для Вас это действительно бесплатно (за исключением того, что теперь выхлоп машины будет вонять), а вот для сервиса, осуществляющего такие манипуляции, это прибыль. Потому что удаленный катализатор можно сдать на, условно говоря, переработку и извлечение драгоценных металлов.
С целью оценки содержания драгоценных металлов в каталитическом нейтрализаторе применяется такая процедура как РФА (Рентгенофлуоресцентный анализ) [3]. Если не ошибаюсь, то вес катализатора Volkswagen Polo составляет примерно 0,5 кг. По экспертным оценкам содержание драг. металлов следующее:
- платина: около 1,5 г. на 1 кг веса
- палладий: от 1,3 до 1,4 г на 1 кг веса
- родий: примерно 0,15 г на 1 кг веса
Таким образом, эти величины мы можем разделить на половину и получается, что платины 0,75 граммов, палладия 0,7 граммов и родия 0,075 граммов.
На текущий момент 1 грамм платины стоит 2622 руб. 49 коп. [4], стоимость 1 грамма палладия составляет 5 тысяч 592 рубля 38 копеек [5], а цены на родий не нашёл, но не думаю, что это сильно дешево. Например, агенство "Интерфакс" сообщает, что цена за унцию родия превысила 14,6 тысяч долларов [6].
Вы всё еще думаете, что автосервис призывает удалить катализатор Вашего автомобиля исключительно чтобы спасти двигатель Вашего авто? Пожалуйста, не реагируйте на все эти "бесплатные акции"! И берегите атмосферу нашей планеты!
Периодически мне приходится встречаться с такими комментариями к моим статьям:
Идея превентивного удаления катализатора мне кажется очень неудачной идеей. Например, мы же не удаляем сразу зуб, чтобы потом на нём не образовался кариес и его пришлось лечить? На абсолютном большинстве автомобилей с помощью эндоскопа можно оценить состояние сот катализатора (если уж так боитесь того, что он может раскрошиться), на некоторых автомобилях я вообще ни разу не слышал того, что катализатор развалился (например, Volkswagen Polo), поэтому чем меньше будет паника среди автовладельцев по поводу разрушения катализатора, тем меньшей популярностью будут пользоваться эти услуги по "бесплатному удалению катализатора"!
Другие мои статьи
Мы сделаем чип-тюнинг атмосферного бензинового мотора и его мощность возрастёт. Так ли это?
Список источников
1. https://mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/vo-vladivostoke-po-goryachim-sledam-politseyskie-zaderzhali-podozrevaemykh-v-serii-krazh-avtomobilny/
2. https://iz.ru/1089567/anastasiia-pisareva/zolotaia-zhila-chto-voruiut-iz-avtomobilei-karsheringa
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рентгенофлуоресцентный_анализ
4. https://investfunds.ru/indexes/399/
5. https://investfunds.ru/indexes/400/
6. https://www.interfax.ru/business/733762
С уважением, Юрий (kua1102)