С каждым годом в России увеличивается количество предлагаемых для покупки автомобилей с дизельными двигателями, соответствующими нормам безопасности Euro 6. Большинство таких дизелей оснащено системой нейтрализации выхлопных газов SCR с впрыском жидкости AdBlue®.
Вокруг жидкости AdBlue®, часто в простонародии называемой "мочевиной", циркулирует большое количество домыслов, заблуждений, правильной и неправильной информации. В этой статье мы предоставим Вам максимум правильной и точной информации об AdBlue и системе SCR.
Для чего нужны AdBlue®, SCR и т.п.
Требования экологических норм к чистоте выхлопных газов дизельных двигателей с каждым годом становятся всё строже. Наиболее вредным компонентом в этих газах являются оксиды азота NOX. Для их успешной нейтрализации необходимо присутствие углекислого газа CO2. Но у современных дизелей с впрыском Common Rail сгорание топлива проходит при избыточном количестве воздуха, поэтому углекислого газа выделяется – минимум, и небольшое количество NOX всё же попадает в атмосферу. Чтобы нейтрализовать оксиды азота без остатка, и была изобретена система SCR.
SCR – аббревиатура от "Selective Catalytic Reduction" (селективное каталитическое восстановление). Система SCR состоит из:
• Каталитического нейтрализатора типа SINOX;
• Системы дозирования жидкости AdBlue® в выхлопную систему перед нейтрализатором.
Каталитический нейтрализатор SINOX это керамическая решётка-матрица, ячейки которой покрыты слоем диоксида титана TiO2, оксида ванадия V2O5 и диоксида вольфрама WO2. Матрица находится в корпусе-трубе из жаропрочной стали, размещённом сразу за выпускным коллектором, а бывает, что матрица интегрирована в него.
Система впрыска AdBlue® состоит из:
• Бак с жидкостью AdBlue®;
• Насосный блок;
• Блок дозировки с системой управления;
• Датчики: количества AdBlue® в баке, количества NOX в выхлопных газах, температурные и давления;
• Форсунка, установленная в выхлопной системе перед нейтрализатором SINOX.
Впрыском AdBlue® управляет компьютер ECU двигателя с помощью блока дозировки и насоса. Количество впрыскиваемой AdBlue® изменяется в зависимости от режима работы двигателя, его оборотов, нагрузки, и других параметров.
Принцип действия AdBlue® с точки зрения химии
AdBlue® - это жидкий реагент, раствор высокоочищенного карбамида (NH2)2CO, часто называемого "мочевиной", и деминерализованной воды. Этот раствор-реагент впрыскивается в выхлопную систему перед нейтрализатором SINOX. Горячие выхлопные газы, воздействуя на AdBlue® при температуре 150-250°С, мгновенно испаряют из него воду. Происходит реакция термолиза – разложения карбамида на аммиак NH3 и изоциановую кислоту HNCO. Далее происходит гидролиз – изоциановая кислота разлагается на аммиак и углекислый газ CO2. Оксиды металлов, содержащиеся в SINOX становятся катализаторами химической реакции образования азота и воды: 4NH3 + 4NO + O2 → 4N2 + 6H2O и 8NH3 + 6NO2 → 7N2 + 12H2O. Результатом правильно протекающих реакций в системе SCR нейтрализуется более 90% вредных для здоровья NOX.
Что такое AdBlue®
AdBlue® – это водный раствор, состоящий из 67.5% деминерализованной дистиллированной воды и 32.5% высокоочищенного карбамида (мочевины). Требования к составу и свойствам AdBlue® строго регламентированы стандартами:
• ISO 22241 (Европа)
• DIN 70070 (Германия)
• ГОСТ Р ИСО 22241 (Россия)
Всеми правами на торговую марку AdBlue® владеет Ассоциация автомобильной промышленности Германии (Verband der Automobilindustrie или VDA).
Встречаются альтернативные, но НЕофициальные названия AdBlue®:
• AUS 32 (Aqueous Urea Solution 32)
• DEF (Diesel Exhaust Fluid)
• ARLA (Automotive Liquid Reducing Agent)
Однако на таре с оригинальной, соответствующей всем стандартам, жидкостью AdBlue® всегда обязан присутствовать логотип "AdBlue®".
Сертифицированных производителей AdBlue® в мире немного (например, BASF и YARA в Европе, AMI в США), есть они и в России, например:
• ЗАО "Обнинскоргсинтез"
• АО "МХК "ЕвроХим""
Производителей – мало, а упаковщиков – множество, причём, среди них много авторитетных брендов. Например, российский SINTEC и знаменитый немецкий LIQUI MOLY используют AdBlue®, произведённую ЗАО "Обнинскоргсинтез". ЕвроХим выпускает отличную AdBlue® в розницу под собственным брендом "ЕвроХим" и налаживает сеть заправок AdBlue® из колонок на АЗС.
Важные свойства AdBlue®, о которых надо знать
• AdBlue® начинает замерзать при морозах -11°С и теряет текучесть к -17°С;
• При жаре выше +40°С жидкость AdBlue® начинает разлагаться;
• AdBlue® не горит и не поддерживает горение (содержание воды - 67.5%);
• AdBlue® входит в активную реакцию с металлами, вызывая коррозию. Если AdBlue® попала на металлическую деталь автомобиля, особенно на поверхность кузова – следует тут же смыть её водой;
• Плотность AdBlue® при 20°С = 1.09 г/см3 (для сравнения: плотность воды при 20°С = 0.99 г/см3);
• Если придётся заливать AdBlue® в бак из сторонней тары, это следует делать с помощью пластмассовой воронки с длинным эластичным носиком диаметром не более 20 мм.
Продолжение читать здесь