Найти в Дзене
Car-Fanatic

AdBlue® или "мочевина" на дизельных двигателях – что об этом нужно знать (Часть 1)

С каждым годом в России увеличивается количество предлагаемых для покупки автомобилей с дизельными двигателями, соответствующими нормам безопасности Euro 6. Большинство таких дизелей оснащено системой нейтрализации выхлопных газов SCR с впрыском жидкости AdBlue®. Вокруг жидкости AdBlue®, часто в простонародии называемой "мочевиной", циркулирует большое количество домыслов, заблуждений, правильной и неправильной информации. В этой статье мы предоставим Вам максимум правильной и точной информации об AdBlue и системе SCR. Для чего нужны AdBlue®, SCR и т.п. Требования экологических норм к чистоте выхлопных газов дизельных двигателей с каждым годом становятся всё строже. Наиболее вредным компонентом в этих газах являются оксиды азота NOX. Для их успешной нейтрализации необходимо присутствие углекислого газа CO2. Но у современных дизелей с впрыском Common Rail сгорание топлива проходит при избыточном количестве воздуха, поэтому углекислого газа выделяется – минимум, и небольшое количество NO
Оглавление

С каждым годом в России увеличивается количество предлагаемых для покупки автомобилей с дизельными двигателями, соответствующими нормам безопасности Euro 6. Большинство таких дизелей оснащено системой нейтрализации выхлопных газов SCR с впрыском жидкости AdBlue®.

Вокруг жидкости AdBlue®, часто в простонародии называемой "мочевиной", циркулирует большое количество домыслов, заблуждений, правильной и неправильной информации. В этой статье мы предоставим Вам максимум правильной и точной информации об AdBlue и системе SCR.

Для чего нужны AdBlue®, SCR и т.п.

Требования экологических норм к чистоте выхлопных газов дизельных двигателей с каждым годом становятся всё строже. Наиболее вредным компонентом в этих газах являются оксиды азота NOX. Для их успешной нейтрализации необходимо присутствие углекислого газа CO2. Но у современных дизелей с впрыском Common Rail сгорание топлива проходит при избыточном количестве воздуха, поэтому углекислого газа выделяется – минимум, и небольшое количество NOX всё же попадает в атмосферу. Чтобы нейтрализовать оксиды азота без остатка, и была изобретена система SCR.

SCR – аббревиатура от "Selective Catalytic Reduction" (селективное каталитическое восстановление). Система SCR состоит из:

• Каталитического нейтрализатора типа SINOX;

• Системы дозирования жидкости AdBlue® в выхлопную систему перед нейтрализатором.

Каталитический нейтрализатор SINOX это керамическая решётка-матрица, ячейки которой покрыты слоем диоксида титана TiO2, оксида ванадия V2O5 и диоксида вольфрама WO2. Матрица находится в корпусе-трубе из жаропрочной стали, размещённом сразу за выпускным коллектором, а бывает, что матрица интегрирована в него.

-2

Система впрыска AdBlue® состоит из:

• Бак с жидкостью AdBlue®;

• Насосный блок;

• Блок дозировки с системой управления;

• Датчики: количества AdBlue® в баке, количества NOX в выхлопных газах, температурные и давления;

• Форсунка, установленная в выхлопной системе перед нейтрализатором SINOX.

Впрыском AdBlue® управляет компьютер ECU двигателя с помощью блока дозировки и насоса. Количество впрыскиваемой AdBlue® изменяется в зависимости от режима работы двигателя, его оборотов, нагрузки, и других параметров.

Принцип действия AdBlue® с точки зрения химии

-3

AdBlue® - это жидкий реагент, раствор высокоочищенного карбамида (NH2)2CO, часто называемого "мочевиной", и деминерализованной воды. Этот раствор-реагент впрыскивается в выхлопную систему перед нейтрализатором SINOX. Горячие выхлопные газы, воздействуя на AdBlue® при температуре 150-250°С, мгновенно испаряют из него воду. Происходит реакция термолиза – разложения карбамида на аммиак NH3 и изоциановую кислоту HNCO. Далее происходит гидролиз – изоциановая кислота разлагается на аммиак и углекислый газ CO2. Оксиды металлов, содержащиеся в SINOX становятся катализаторами химической реакции образования азота и воды: 4NH3 + 4NO + O2 → 4N2 + 6H2O и 8NH3 + 6NO2 → 7N2 + 12H2O. Результатом правильно протекающих реакций в системе SCR нейтрализуется более 90% вредных для здоровья NOX.

Что такое AdBlue®

AdBlue® – это водный раствор, состоящий из 67.5% деминерализованной дистиллированной воды и 32.5% высокоочищенного карбамида (мочевины). Требования к составу и свойствам AdBlue® строго регламентированы стандартами:

• ISO 22241 (Европа)

• DIN 70070 (Германия)

• ГОСТ Р ИСО 22241 (Россия)

Всеми правами на торговую марку AdBlue® владеет Ассоциация автомобильной промышленности Германии (Verband der Automobilindustrie или VDA).

Встречаются альтернативные, но НЕофициальные названия AdBlue®:

• AUS 32 (Aqueous Urea Solution 32)

• DEF (Diesel Exhaust Fluid)

• ARLA (Automotive Liquid Reducing Agent)

Однако на таре с оригинальной, соответствующей всем стандартам, жидкостью AdBlue® всегда обязан присутствовать логотип "AdBlue®".

-4

Сертифицированных производителей AdBlue® в мире немного (например, BASF и YARA в Европе, AMI в США), есть они и в России, например:

• ЗАО "Обнинскоргсинтез"

• АО "МХК "ЕвроХим""

-5

Производителей – мало, а упаковщиков – множество, причём, среди них много авторитетных брендов. Например, российский SINTEC и знаменитый немецкий LIQUI MOLY используют AdBlue®, произведённую ЗАО "Обнинскоргсинтез". ЕвроХим выпускает отличную AdBlue® в розницу под собственным брендом "ЕвроХим" и налаживает сеть заправок AdBlue® из колонок на АЗС.

Важные свойства AdBlue®, о которых надо знать

• AdBlue® начинает замерзать при морозах -11°С и теряет текучесть к -17°С;

• При жаре выше +40°С жидкость AdBlue® начинает разлагаться;

• AdBlue® не горит и не поддерживает горение (содержание воды - 67.5%);

• AdBlue® входит в активную реакцию с металлами, вызывая коррозию. Если AdBlue® попала на металлическую деталь автомобиля, особенно на поверхность кузова – следует тут же смыть её водой;

• Плотность AdBlue® при 20°С = 1.09 г/см3 (для сравнения: плотность воды при 20°С = 0.99 г/см3);

• Если придётся заливать AdBlue® в бак из сторонней тары, это следует делать с помощью пластмассовой воронки с длинным эластичным носиком диаметром не более 20 мм.

Продолжение читать здесь