Найти тему
Частных инвесторов журнал

Насыпь мне соль на сдачу

Оглавление

Экономика для родителей, чтобы знать, как рассказывать о ней детям. Выпуск первый

«Пап, купи смартфон!», «Мам, хочу новые кроссовки!» — пристаёт ребёнок, но до конца не осознаёт, почему эти вещи надо покупать и откуда на это берутся деньги. И даже не задумывается об этом. Он просто привык, что в доме всё появляется само собой: продукты питания, новая школьная форма, игровая приставка.

А когда сын или дочь начнут понимать, что в основе каждой появившейся у них вещи лежит экономика? Что надо зарабатывать деньги, чтобы оплатить вкусный завтрак или обед, услуги сотового оператора или проезд в общественном транспорте? Что все эти блага не подарены им за красивые глаза? Кто-то из взрослых отмахнётся, дескать, всему своё время! Но есть печальный факт. Даже 18-летние, уже взрослые и дееспособные люди, выходят в самостоятельную жизнь и не знают, что надо оплачивать, например, коммуналку. Потому что привыкли, что за них кто-то платит!

Начинайте обучение с дошкольного возраста. Но как маленькому человеку осознать ценность денег, научиться их экономить и правильно распоряжаться? Как ему понять рыночные механизмы в окружающей действительности? Да очень просто! Сделайте обучение игрой, отправьтесь вместе с нами в «Экономическую кругосветку», узнайте много интересного и полезного.

Кругосветное экономическое путешествие начинаем с азов. С возникновения первых дензнаков. Как они появились и зачем нужны? Полезными будут вот такие истории.

Классная идея с камешками

Было это около восьми тысяч лет назад. Тогда люди просто обменивались друг с другом разными ценными для них вещами. У кого-то, допустим, образовались излишки мяса после удачной охоты. Человек уже наелся от пуза, что делать с остатками, пропадут ведь?! А ему давно хотелось новую ткань или наконечники для своих стрел. Но в его племени такого не было. И он отправлялся к соседям, где обменивал излишки мяса или растительных продуктов на желаемые предметы. Однако людей на Земле становилось всё больше, количество обменов росло. И уже трудно было запомнить, кто кому и что должен. Нужен был какой-то механизм запоминания и контроля долгов и сделок. А ведь тогда считали только на пальцах, сложный счёт ещё не изобрели.

У кого-то возникла классная идея использовать камешки. Что может быть проще?! Вот, допустим, один равноценный товар обменяли на другой — и отложили столько же камешков. Или морских ракушек — тоже сойдёт! Любопытно, что и сегодня некоторые племена Океании, живущие на островах в центральной и западной части Тихого океана, используют раковины. Да-да, вместо рублей, долларов и прочих валют.

Что куплено пером

А вот четыре с половиной тысячи лет назад в Месопотамии — сегодня там находятся Ирак, северо-восточные регионы Сирии, часть Турции и Ирана — деньгами были прутья из серебра одинаковой длины, диаметра и веса. Кстати, знаменитые греческие спартанцы тоже рассчитывались прутьями, но железными. У других народов деньгами считалось зерно ржи и пшеницы, соль. Например, в африканской Эфиопии соль ценилась выше золота, и её обменивали абсолютно на всё, даже на невесту. Соляные слитки не только в древности, но и в Средние века служили валютой в Европе и на Руси. Но что зерно и соль! Деньгами были... птичьи перья! Это туземцы на Соломоновых островах придумали. А чтобы ветер не унёс почти невесомую валюту, эти перья склеивали и связывали в ленты и пучки. В Индии же, Китае и на Тибете рассчитывались спрессованными в брикеты чайными листьями.

У каждого свой талант

Время шло, вместо племён образовывались более крупные по количеству людей социальные общества. И там уже такой примитивный механизм расчёта не годился. Поэтому на смену камешкам-ракушкам пришли монеты. Началась эта новая денежная эпоха в греческом городе Лидия примерно в VII веке до нашей эры, сейчас там территория Греции, прилегающая к Турции. Область на западном побережье Малой Азии и Эгейского моря владела десятками колоний. Ничего себе, сколько людей и богатства!

А в городе Милета даже изобрели свою денежную систему, которую так и назвали — милетской, и построили монетный двор, где чеканили золотые монеты.

Эти деньги не были одинаковыми по ценности, чтобы с их помощью было удобнее считать. Какие-то золотые кружочки были тяжелее, поэтому и ценились выше — на них можно было купить больше разных предметов. Другие были легче по весу, значит, и ценность их была меньше.

Конечно, деньги и именовались по-разному: талант, мина, статер, драхма, обол. Впрочем, талант и мина — это, скорее, расчётные единицы. То есть они означали определённое количество денег, но носить их в кармане было невозможно, ведь талант был слитком из какого-нибудь металла и весил... больше 60 кг! Его называли «тяжёлый», а другой — «царский» — талант весил 30 кг. Мина же весила почти полкило.

Так что в обращении между людьми при покупках и продажах использовались статер, драхма, обол и другие, более мелкие деньги. Причём не только из золота, но и из серебра, бронзы и меди. Уже к VI веку до н. э. чеканкой монет занимались во многих городах Древней Греции и в других странах, а также появлялись разные денежные системы. Но милетская осталась в истории как самая древняя в мире.

В магазин!

Теперь ребёнку станет понятнее, что такое деньги и откуда они появились. Но теорию надо практически закрепить. Да, лучшее средство для начального представления о стоимости денег — игра в магазин! Наверняка она была и в вашем детстве. Используйте настоящие деньги, комментируя при этом номиналы монет или банкнот: сколько стоит эта вещь, а сколько вот эта? Пойдите вместе в настоящую торговую точку и доверьте малышу сделать покупки: выбрать необходимое и оплатить товар на кассе. Пусть приучается к финансовой самостоятельности!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи – впереди много интересного!