Голливуд приберегает блокбастеры на потом
В США сейчас жалуются - мол, в кинотеатрах, в тех штатах, где они еще работают, смотреть совершенно нечего. Фирмы-гиганты сдвинули премьеры глубоко в 2021 год и, чтобы не делиться экранами, - заранее оговоренным количеством сеансов, забили их своей нестареющей классикой. В общем, сплошной иллюзион и ни одного блокбастера.
Действительно, ни одного блокбастера на этой неделе в новинках нет, а иллюзион из разряда современной классики есть.
Это мистический триллер «Малхолланд Драйв» (18+, 2002) Дэвида Линча; детективная история девушки (Наоми Уоттс), в автокатастрофе потерявшей память и пытающейся восстановить свое прошлое. Изначально предполагалось, что по этому сюжету Линч сделает телесериал (как знаменитый «Твин Пикс», 16+), была даже снята новелла-пилот. Но по разным причинам проект не удался, и тогда Линч пилот развернул в полнометражный кинофильм.
«Малхолланд Драйв» красноречиво характеризуют и его награды, и их отсутствие. «Золотой глобус» - четыре номинации (фильм, сценарий, режиссура и саундтрек), не реализовалась ни одна. «Оскар» - единственная безуспешная номинация, за режиссуру - в истории «Оскара» это крайне редкий случай, когда картина выдвигается только в такой номинации, не будучи выдвинута как лучший фильм. Британская киноакадемия - премия за лучший монтаж (была еще номинация за музыку). Французская киноакадемия - приз «Сезар», лучший иностранный фильм. Каннский МКФ - приз за режиссуру.
Таким образом, перед нами - хорошая спорная классика.
Дальше - «Рассекая волны» (18+, 1996) Ларса фон Триера.
У Ларса фон Триера до сих пор огромное количество фанатов по всему миру, твердо верящих, что этот датский режиссер - величайший из величайших. Много поклонников фон Триера среди кинокритиков, кинематографистов и даже среди голливудских продюсеров.
На мой взгляд, фон Триер и все его творчество - классический артхаус в самом отрицательном смысле этого слова.
Тем не менее и он был когда-то многообещающим режиссером, в котором видели нового Бергмана, только датского. К этому времени и принадлежит лента «Рассекая волны» - более-менее нормальное классическое кино с хорошо прописанными персонажами и конфликтами. Девушка (Эмили Уотсон) влюбляется в парня (Стеллан Скарсгард), вопреки воле семьи выходит за него замуж. Но однажды происходит авария - в результате тяжелой травмы муж становится лежачим инвалидом. Жена молит бога об исцелении, и ей кажется, что бог ответил ей: исцеление придет, если она пожертвует своей честью.
«Рассекая волны» вызвал бурю восторгов, в Канне ленту наградили специальным призом, Европейская киноакадемия назвала ее лучшей европейской картиной года, а Эмили Уотсон - лучшей актрисой.
Ну а теперь о том, что нового мы увидим, кроме иллюзиона.
«Зоя» (12+) - отечественная биографическая лента о Зое Космодемьянской - фильм, про качество которого трудно писать.
В одних рецензиях - «вам лента не понравилась, значит, вы не патриот», в других - «вам лента понравилась, значит, вы сталинист». О самой же картине как о явлении искусства не пишет никто (такая же история была, например, с недавними «Подольскими курсантами», 12+).
Не хочу прослыть ни антипатриотом, ни сталинистом, так что ограничусь голыми фактами. Режиссер - Максим Бриус (известный по двум десяткам телесериалов самых разных жанров), в главной роли - Анастасия Мишина (это ее первая роль в кино). Премьерный показ был вне конкурса на фестивале в Выборге: это был «фильм закрытия», так что откликов было немного, но положительные.
«Охотник на монстров» (16+) - очередная экранизация компьютерной игры, сделанная пресловутым Полом У. С. Андерсоном.
Тем самым, который «Обитель зла» (18+). Конечно, с Миллой Йовович в главной роли.
В своем роде Пол У. С. Андерсон - такая же безумная фигура в мире кино, как и Ларс фон Триер. С той разницей, что Пол У. С. Андерсон сдвинулся на почве слэшеров и «мяса», а фон Триер - «дрожащей камеры». Так что похвалы/порицания в адрес «Охотника на монстров» просто не имеют смысла. Но есть один нюанс - «Обитель зла» была с рейтингом R, а «Охотник на монстров» - с «семейным» PG-13 («Обитель зла» - R). Неужто под пенсию Пол У. С. Андерсон решил переключиться на детское кино?
«Дьявол в деталях» (18+) - детективная лента в духе «Бессонницы» Кристофера Нолана.
С той разницей, что главный герой, полицейский, приезжает в командировку не из мегаполиса в захолустье (в «Бессоннице», 16+, это была Аляска), а из захолустья - в Лос-Анджелес. А так все то же самое - вновь поиски маньяка плюс морально-этические проблемы службы в полиции. Однако снял «Дьявола в деталях» крепкий режиссер Джон Ли Хэнкок («В погоне за Бонни и Клайдом», 18+), в главных ролях - Дензел Вашингтон, Рами Малек и Джаред Лето, так что, объективно говоря, лента вполне достойная.
И напоследок - две британские картины в классических британских традициях.
«Афера Оливера Твиста» (16+) - диккенсовские «Приключения Оливера Твиста», перенесенные в современный Лондон.
Оливер Твист из мальчика-сироты превращен в юного, но вполне совершеннолетнего художника, его играет 24-летний Рафф Ло, а детективная интрига (бывшая у Диккенса лишь одной из) становится главной сюжетной линией. Также в ролях Лена Хиди (Серсея из «Игры престолов», 18+) и Майкл Кейн.
Ну и разумеется, куда же без английских привидений! «Бывшая с того света» (18+) - черная комедия Эдварда Холла (сериал «Аббатство Даунтон», 16+), о том, как один писатель решил избавиться от творческого кризиса с помощью спиритического сеанса. И в итоге вызвал с того света дух своей покойной супруги.
Очень и очень ревнивой при жизни и ставшейся такой и после смерти.
В главных ролях - Дэн Стивенс («Аббатство Даунтон»), Айла Фишер, Лесли Манн и Джуди Денч в роли медиума.
Как тут не вспомнить любимое присловье одного знакомого литератора: «Если наступил творческий кризис - просто спокойно выпей чаю».
Опубликовано: Мурманский вестник от 28.01.2021