1. Краткий инвестиционный меморандум
Парикмахерская — это небольшой салон «эконом-класса», расположенный преимущественно в жилых («спальных») районах города и ориентированный прежде всего на жителей близлежащих домов.
Клиенты салонов — люди с низким и средним уровнем доходов, ценящие своё время и деньги, а также желающие получить достойный уровень обслуживания.
Ассортиментная матрица парикмахерских представлена 4-мя направлениями услуг:
- Парикмахерский зал,
- Маникюрный кабинет,
- Студия загара,
- Продажа косметики.
Размер целевого рынка парикмахерской — 24% от общего числа потенциальных клиентов (жителей города).
Основной принцип ценообразования салона-парикмахерской заключается в подстроении цены под минимальную цену конкурентов (исходя из данных конкурентного анализа).
Продвижение парикмахерской проводится через акции — ценовые, по увеличению среднего чека и посредством программы лояльности «6-я стрижка бесплатно».
Необходимый персонал:
- Администратор,
- Четыре мастера-универсала,
- Маникюрист,
- Уборщица.
Инвестиции
Данный бизнес-план предусматривает расчёты по открытию салона-парикмахерской в помещении 40 кв.м по арендной ставке в 750 руб./кв.м, с четырьмя работающими парикмахерами и одним маникюристом.
Сумма первоначальных инвестиций составляет 1 258 000 рублей.
Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы.
Срок окупаемости составляет от 19 месяцев.
Средняя чистая ежемесячная прибыль 73 000 рублей.
Рентабельность продаж 17 %.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В парикмахерской оказываются услуги по четырём направлениям:
- услуги парикмахерского зала,
- услуги маникюрного кабинета,
- услуги студии загара,
- продажа косметики.
Конкурентные преимущества парикмахерской:
Красиво: Гарантия удовлетворённости клиента полученным результатом и оказанной услугой за счёт высокого профессионализма мастеров и широкого ассортимента современных салонных услуг.
Близко: Шаговая доступность салона к месту жительства потенциального клиента или по пути с работы домой.
Выгодно: Приходя в салон клиент получает достойное обслуживание, качественную услугу в приятной атмосфере с уютным интерьером. В то же время клиент не переплачивает за создание благоприятного окружения, цены на услуги остаются доступными.
Время работы заведения: 10:00-21:00 ежедневно, прием ведется по записи.
3. Описание рынка сбыта
Парикмахерские услуги входят в перечень бытовых услуг, наиболее востребованных среди населения. Бизнес в данной сфере является одним из самых массовых по количеству задействованных субъектов малого предпринимательства. Следовательно, за счёт количества предприятий и массового спроса на услуги сегмент салонного бизнеса занимает одну из лидирующих позиций по объёму выручки среди других сегментов сферы бытовых услуг.
Как и любая другая отрасль бизнеса, сфера парикмахерских также имеет своё разделение на сегменты согласно ценообразованию и качеству оказываемых услуг.
На сегодняшний день наиболее перспективным сегментом считается средний уровень, ориентированный на целевую группу населения с доходом до 30 тыс. рублей. Именно эта группа является наиболее массовой. Для данной группы населения наиболее востребованным форматом является концепция парикмахерской, предоставляющей широкий спектр парикмахерских и дополнительных услуг, таких как маникюр, педикюр, солярий и косметологические услуги. При доступных ценах на услуги уровень сервиса и качество оказываемых услуг подобного формата должен быть на высоком уровне.
Основной целевой аудиторией являются клиенты в возрасте от 45 до 55 лет (30%). Клиенты от 35 до 45 лет составляют 27%. 12% составляют клиенты от 25 до 35 лет. До 25 лет — 15% клиентов и от 55 лет парикмахерские посещают 16% клиентов.
Основными причинами посещения парикмахерских являются:
- Цена — 49%,
- Месторасположение — 42%,
- Привязанность к мастеру, совет знакомых, случайно увидели, и другие причины составляют 9%
Доля парикмахерского зала в общей выручке составляет 60%, но очень важно наличие в парикмахерской маникюрного кабинета и студии загара. Парикмахерская должна предоставлять комплекс услуг. В случае отсутствия одной из перечисленных услуг, точка может потерять существенную долю в продажах, т.к. клиент в силу отсутствия данных услуг может перейти к конкурентам. Кроме того, следует обратить внимание на то, что процент рентабельности на предоставляемые дополнительные услуги существенно выше рентабельности услуг парикмахерского зала, например, прибыль от солярия составляет около 80% от выручки по направлению.
4. Продажи и маркетинг
Для повышения привлекательности и узнаваемости заведения необходимо разработать логотип и фирменный стиль парикмахерской. Цвета и фирменные элементы дизайна будут использоваться во всех маркетинговых инструментах:
- сайт с полным перечнем услуг, ценами, портфолио мастеров, отзывами клиентов;
- раздаточные материалы, с помощью которых можно проинформировать жителей ближайших микрорайонов об открытии парикмахерской;
- оформление групп в социальных сетях;
- наружная реклама.
Основной принцип ценообразования заключается в построении цены под минимальную цену конкурентов, исходя из данных проведенного конкурентного анализа, по следующим правилам:
- Определяем себестоимость
- Устанавливаем минимальную наценку в каждом виде услуг (минимальный порог, ниже которого не можем снижать цены)
- Определяем ключевых конкурентов
- Устанавливаем процент скидки от минимальной цены конкурентов
- Устанавливаем цену
Виды акций парикмахерской:
- Ценовая акция. Необходима для увеличения базы клиентов. На одну востребованную позицию в прайс-листе устанавливается максимальная скидка.
- Дополнительная акция для увеличения среднего чека. Такая акция инициируется администратором салона. Это может быть не востребованная позиция, или комплекс услуг со скидкой.
- Программа лояльности «6-я стрижка бесплатно». Направлена на увеличение лояльности клиентов. Каждая 6-я стрижка для клиента бесплатная. При посещении парикмахерских каждому посетителю присваивается индивидуальный номер и выдается визитка с условиями акции. В программе отмечаются услуги — все стрижки.
5. План производства
Для открытия парикмахерской необходимо:
- Найти помещение под аренду и сделать косметический ремонт
- Заказать необходимое оборудование, косметику и расходные материалы
- Найти и обучить персонал
- Разместить рекламу
Требования к помещению
Для открытия парикмахерской необходимо найти помещение площадью от 30 до 100 кв.м. Оно должно находится в спальном районе, в 5-15 минутной доступности потенциальных клиентов — жителей близлежащих домов. Однако при выборе подходящего помещения стоит обратить внимание на месторасположение — помещение должно находиться в месте с хорошей проходимостью и видимостью объекта — по пути с работы домой. Также плюсом будет нахождение рядом, в пределах 300 м, так называемых «якорей» — источников трафика — остановок общественного транспорта, продуктовых магазинов, кафе, детских садов, школ и пр.
Оборудование и косметика
Требования к поставщикам достаточно универсальны. Их можно выделить в несколько основных принципов:
- Доставка до места;
- Сборка оборудования на месте;
- Наличие гарантийного срока обслуживания;
- Наличие комплектующих к оборудованию и инструментам;
- Выгодное предложение по соотношению «цена-качество».
Перед началом работы необходимо провести тщательный анализ потенциальных поставщиков и выбрать тех, с кем работать выгоднее. Указанные выше принципы желательны, но в каждом городе могут быть свои особенности, а потому часть принципов может меняться.
Примерная стоимость оборудования приведена в таблице ниже:
Перечень оборудования и основных материалов
Наименование Количество Цена за 1 шт.
Обшая сумма
- Видеонаблюдение 117 000 17 000
- Тепловая завеса 14 000 4 000
- Столики парикмахерские 415 000 60 000
- Кресла парикмахерские 415 000 60 000
- Мойки парикмахерские 140 000 40 000
- Тележки парикмахерские 43 000 12 000
- Кресло детское парикмахерское 12000 2000
- Лаборатория парикмахерская 125000 25000
- Плойки 31 000 3 000
- Утюжок 12 000 2 000
- Стул мастера 25 000 10 000
- Сухожар 15 000 5 000
- УФО дезинфектор 22 000 4 000
- Рецирклутор бактерицидный 15 000 5 000
- Хозяйственные инструменты, ветошь 110 000 10 000
- Маникюрный стол 110 000 10 000
- Стеллаж в маникюрный кабинет 15 000 5 000
- Стул для клиента (маникюр)15 000 5 000
- Зеркало для маникюрного кабинета 15 000 5 000
- Настольная лампа 12 500 2 500
- Ванночка для педикюра 12 500 2 500
- Педикюрное кресло 116 000 16 000
- Солярий 1500 000 500 000
- Зеркало в солярий 17 000 7 000
- Тумбочка в солярий 15 000 5 000
- Стулья в солярий 25 000 10 000
- Стойка ресешна 120 000 20 000
- Полки над ресепшном 25 000 10 000
- Шкаф для одежды посетителей 125 000 25 000
- Наполная вешалка 15 000 5 000
- Журнальный столик 16 000 6 000
- Диван в зону ожидания 120 000 20 000
- Стул офисный для администратора 25 000 10 000
- Музыкальный центр 17 000 7 000
- Столик под кулер 114 000 14 000
- Кулер 14 000 4 000
- Мебель для комнаты персонала 120 000 20 000
- Микроволновая печь 15 000 5 000
- Итого: 973 000
Требования к поставщикам препаратов схожи с требованиями к поставщикам оборудования. Вот основные принципы:
- Доставка до места;
- Выполнение заявки день-в-день либо на следующий день;
- Большой товарный остаток на складе;
- Наличие обучающих программ для специалистов и административного персонала;
- Выгодное предложение по соотношению «цена-качество».
Перед началом работы необходимо провести тщательный анализ потенциальных поставщиков и выбрать тех, с кем работать выгоднее. Указанные выше принципы желательны, но в каждом городе могут быть свои особенности, а потому часть принципов может меняться.
Набор препаратов для работы салона будет напрямую зависеть от прайса вашей парикмахерской, цены в котором будут колебаться в зависимости от рынка конкретного города или региона.
Ещё до момента завершения ремонта и оборудования помещения, необходимо продумать и рассчитать затраты на рекламную кампанию открытия.
Инвестиции на открытие
- Регистрация, включая получение всех разрешений 25 000
- Ремонт 150 000
- Вывеска 20 000
- Рекламные материалы 50 000
- Аренда на время ремонта 30 000
- Закупка оборудования 973 000
- Прочее 10 000
- Итого 1 258 000
6. Организационная структура
Парикмахерская работает с 9-00 до 21-00, без обеда и выходных. В салоне-парикмахерской работают:
- Администратор
- Четыре мастера-универсала
- Маникюрист
- Уборщица
Заработная плата администратора состоит из оклада — 20 000 рублей и 3% с продаж. Должностные инструкции администратора:
- запись, прием клиентов;
- предоставление необходимой информации об услугах салона;
- проведение расчетов с клиентами;
- обеспечение жизнедеятельности салона;
- поддержание чистоты и порядка в салоне.
Основные требования, предъявляемые к мастерам и маникюристам — быть квалифицированным специалистом в своей области и оказывать качественные услуги для клиентов. Заработная плата мастера — 20 000 рублей и 5% с продаж, заработная плата маникюриста — 10 000 рублей и 20% с продаж.
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с премиальной частью и страховыми взносами представлен в финансовой модели.
7. Финансовый план
Ежемесячные затраты
- ФОТ (включая отчисления) 299 429
- Аренда 30 000
- Амортизация 13 889
- Коммунальные услуги 10 000
- Реклама 10 000
- Бухгалтерия (удаленная) 5 000
- Закупка товара 25 369
- Непредвиденные расходы 10 000
- Итого 403 687
Сумма инвестиций в открытие парикмахерской — 1 258 000. Она включает в себя затраты на регистрацию, аренду, закупку оборудования, рекламную активность.
Инвестиции на открытие
- Регистрация, включая получение всех разрешений 25 000
- Ремонт 150 000
- Вывеска 20 000
- Рекламные материалы 50 000
- Аренда на время ремонта 30 000
- Закупка оборудования 973 000
- Прочее 10 000
- Итого 1 258 000
Ежемесячные затраты парикмахерской выглядят следующим образом:
В этом виде бизнеса присутствует сезонность — есть спад продаж в летние месяцы и подъем покупательской активности к Новому Году и 8 марта.
Подробный план продаж, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
8. Факторы риска
При средней рентабельности парикмахерской в 15-20%, основная доля выручки приходится на оплату аренды. Более того, нормы СанПиН о минимально допустимой площади парикмахерской не позволяют оптимизировать эту статью затрат с помощью сокращения площади помещения. Благодаря этому повышение арендных ставок может существенно сократить чистую прибыль.
В этом случае повысить доходность возможно путём активных продаж используемых в салоне косметических средств.
Нестабильная экономическая ситуация в стране также может оказать влияние на бизнес парикмахерской. Однако, опыт прошлых кризисов показал, что это влияние будет незначительным. Поскольку потребность в услугах парикмахера является естественной и периодической, спрос на услугу падать не будет. Однако, тенденция потребителей к экономии в нестабильные экономические периоды всё же отразить на всей индустрии салонного бизнеса. В стремление сократить расходы потребители будут мигрировать из более высоких, дорогих сегментов в более дешёвые.
В этом случае концепция бюджетной парикмахерской остаётся в выигрышной ситуации со своими доступными ценами и высоким уровнем сервиса.