Найти тему
Yogachang

Ум как безначальный и бесконечный поток.

Оглавление

Всё описанное ниже является выжимкой из философии буддизма. Указанные постулаты автор считает важными не только для буддистов мирян, но и для всех людей, чей ум занят вопросами самопознания.
Девять этапов прохождения шаматхи. Шаматха -  ментальный покой, а также состояние ясности сознания.
Девять этапов прохождения шаматхи. Шаматха - ментальный покой, а также состояние ясности сознания.

Ум в Буддизме определяется как нечто, обладающее тремя характеристиками:

1) Ясностью [восприятия].

Ясность мы противопоставляем замутнённости, т.е. состоянию в котором нам не дано воспринимать явления такими как они есть - вне концепций и оценки, вне привязанности. Ясность - это основа, которая служит для адекватного взаимодействия с действительностью. Она подобна чистоте воды в озере, дно которого мы отчетливо видим, даже если оно уходит на сотню метров вниз.

2) Обладающее способностью к познанию.

Ум познаёт все с чем соприкасается. Если ясность это его пассивная функция, то познание - активная, обладающая экспансивностью, схватывающая все с чем соприкасается. Если ясность довольствуется самой возможностью воспринять таковость явлений, то познание стремится к активному взаимодействию, стремится завладеть объектом, присвоить его таким образом, чтобы тот стал понятен, стал своим.

3) Не являющееся чем то оформленным, т.е. не материальное.

Вот тут то и кроется вся соль природы ума. Отсутствие материальной составляющей, какой бы то ни было опоры, лишает риска зациклиться на своей физической оболочке. Если бы не было третьего, то ум (а вернее наши концепции о нём) несомненно нашёл бы свое начало в ясности и закончился в материи, познав свою тварную основу.

На этой троице зиждется все учение буддизма. Она является отправной точкой на пути к заветному освобождению. Если мы научаемся гармонично сочетать в своей жизни все три характеристики, тогда мы можем понять много больше, чем концепцию. Мы не оторвёмся от земли и не улетим высоко в небеса в пространных суждениях, но и не погрязнем в недрах материального мира, строя величественные но бесполезные замки (или отели).

Резюме

Буддизм никогда не ставит своё мнение во главу угла, а всегда рекомендует проверять любые сведения на собственном опыте.

Необходимо всё переживать на собственном опыте. Мы никогда не поймём что такое ясность ума, его способность к познанию и нематериальность, если не проживём это. А пережить мы можем лишь настроившись на соответствующие характеристики и, используя незамысловатые приёмы -коих тысячи тысяч - ощутив всё это на своей шкуре.

Любую теорию необходимо трансформировать в опыт с помощью практики, тогда она станет реальной, и тогда можно будет смело утверждать о её достоверности. Или нет.