Найти тему

Заглушка

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Работал я во 2 Хабаровском ОАО и прилетел с проверкой в г.Советская Гавань на грунтовый аэродром Знаменка, был такой вблизи города, потом его закрыли и перевели в Май-Гатку на бывший военный аэродром.

Зима была, декабрь месяц, мороз под 30 с ветерком, та еще погодка. Работаю на КДП, делаю проверку практических навыков у диспетчера, потом подменил его на обед. На заходе Ан-2, на лыжах, сел, зарулил по укатанному снегу на крайнюю стоянку на перроне, стоянка кратковременная и плановый вылет через 30 минут в пос.Нельма. Слежу за высадкой пассажиров, заправку экипаж не запросил, жду КВС с заданием на полет, надо выдать диспетчерское разрешение на вылет. К слову сказать, на аэродромах МВЛ диспетчер координировал работу всех служб аэропорта: и заправку, и перевозки, и кассу (продажу билетов) и решал многие другие вопросы, помимо управления воздушным движением, вплоть до работы буфета и кочегарки. Передал оператору информацию о посадке рейса, о времени повторного вылета, заполнил бланк РД, отправил его пневмопочтой в радиобюро. Наблюдаю, из самолета вышел экипаж, командир, прикрывшись поднятым воротником меховой куртки от пронизывающего ветра, скорым шагом направился к КДП, а второй вытащил из самолета заглушку от маслорадиатора и передал ее подошедшему авиатехнику, тот сунул заглушку в приемник. На ветру развивался красный флажок, показывая, что заглушка в маслорадиаторе установлена. От дальнейшего контроля за перроном я отвлекся на свои рутинные обязанности, на заходе был Ан-24 из Хабаровска, в районе работали 2 Ми 8 и Ми 2. Поднялся по лестнице на вышку КВС, перекинулись парой слов, уточнил загрузку, оформил ему разрешение на вылет. Через некоторое время экипаж Ан 2 запросил разрешение на запуск. Бегло глянул на перрон, ничего необычного не заметил, разрешил запуск. Ан-24 к тому моменту зарулил на перрон и выключил двигатели. Ан 2 порулил на ВПП и произвел взлет. Наблюдаю за взлетом, в облаке снежной пыли самолет отрывается от полосы, но не уходит правым с набором 400 на маршрут, а левым и по кругу. О взлете не докладывает. Что-то я запереживал, запрашиваю причину маневра, КВС, запинаясь, просит, в целях тренировки второго пилота, полет по кругу с посадкой и затем полет по плану. И тут я вспомнил про заглушку маслорадиатора, но выяснять обстоятельства у авиатехника или у экипажа не стал, да и времени не было. Сели они нормально, самолет остановился, выбежал второй, вытащил заглушку, запустились, взлетели и благополучно выполнили рейс. В Хабаровск о незапланированном тренировочным круге докладывать не стал, мне бы и пришлось с ним разбираться, но уже официально, по приказу, в составе комиссии, а я и так все знал, зачем лишний геморой. Вечером, в гостинице, разобрали детали полета за рюмкой чая.