Дети второй половины 20 века воспринимали вождя исключительно как доброго дедушку, готового проявить заботу о каждом советском человеке.
Добрый дедушка Ленин стал частью и моего счастливого детства.
Вот бабушка читает мне книжку про доброту Ленина («О том, как Ленин купил одному мальчику игрушку»), про его честность и принципиальность («Ленин и часовой», «Ленин и печник»), про его силу воли («Как Ленин бросил курить»).
Вот мы всем классом на крейсере «Аврора»: нас принимают в октябрята. Образ дедушки Ленина поселяется у самого сердца, лучится из центра пятиконечной звезды.
Вот, начитавшись рассказа «Чернильница из хлеба», мы берем молоко и пишем друг другу тайные послания, проявляя написанное над свечой или лампой.
Ильич — это вполне осязаемый образ моего детства. Вспоминая школу, мне неизменно приходит на ум портрет вождя в классной комнате, портреты на первых страницах учебников, гипсовые бюсты и монументы на главных площадях... Все это окружение заботливо выстраивало представление о человеке необыкновенном, сильном и добром.
Однако давайте откроем любой том из Полного собрания сочинений Владимира Ильича и... искусственно созданный образ расколется и явится Вождь, не терпящий возражений, прямо идущий к Великой цели и не считающий человеческие жизни: «Саратов, (уполномоченному Наркомпрода) Пайкесу. …советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» (22 августа 1918 г., Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165).
Реальный Ленин не имел ничего общего с идеальным литературным героем, он проявлял жестокость, которая даже по тем временам была чрезмерна.
Тем удивительней метаморфоза, которую претерпел его образ в массовом сознании. Интересно, что цензурный фильтр, через который прошел реальный Ленин, был установлен не без участия Сталина, ставившего себя в ряды самых верных учеников В. И. Ленина.
Жизнь удивительна и иронична: маленький Володя, бросаясь в обедавших гостей галошами из прихожей, также мало догадывался о своей роли в жизни страны, как и о своем будущем образе.
Со своей стороны могу сказать только одно: спасибо, в том числе и Владимиру Ильичу, за мое счастливое детство.