В штате Калифорния на берегу реки Сакраменто около ж/д путей располагался небольшой городок, в котором проживали фабричные рабочие из близлежащих городков. Так же там располагалось и небольшое военно-морское производство. Все изменилось во время начала Второй мировой войны. Тогда Порт-Чикаго был выбран в качестве базы для отгрузки боеприпасов. Его несколько модифицировали, пристроив пристань, по которой и должна была происходить отгрузка боеприпасов с земли на корабли. В качестве грузчиков были задействованы чернокожие моряки, как дешевая и бесправная рабочая сила. Работа кипела круглыми сутками. Никакой контрольной системы не существовало, также не были проведены инструктажи по технике безопасности, вернее техники безопасности как таковой не существовало. Был проведен лишь беглый курс по работе с импровизированной лебедкой. Иногда моряки шутили между собой кто и с какой скоростью вылетит из трюма, если боеприпасы взорвутся. Увы, в каждой шутке есть доля правды.
17 июля 1944 года работа в Порту-Чикаго кипела даже поздним вечером. В порту на погрузке уже четвертый день стояло транспортное военное судно "E.A.Bryan". На половину огромные трюмы корабля уже были заполнены более 4600 тон боеприпасов, особо опасными среди них были зажигательные бомбы, которые грузились вместе с детонаторами и запалами. Кроме "E.A.Bryan" своей очереди на погрузку ждало другое судно "Quinaut Victory", недалеко от порта стояли ж/д вагоны, в которых также еще оставались боеприпасы.
В 22:18 прогремел первый небольшой взрыв и тут же за ним второй мощный, разрушивший не только огромные корабли, но и весь порт и часть ближайшего городка. Вспышка от взрыва была настолько сильная, что ее заметили даже в Сан-Франциско, который находился в 60 км от порта. В городе Беркли в 20 км от эпицентра взрыва, в домах выбило окна. Изначально все решили, что произошло землетрясение, так как даже в Неваде сейсмографы зафиксировали 3, 4 балла по шкале Рихтера. От "E.A.Bryan" осталось всего несколько фрагментов, "Quinaut Victory" от мощного взрыва развернуло на 180 градусов над водой и с силой отбросило обратно в воду, разломив его на куски. Стоящие рядом вагоны разнесло в щепки.
В результате взрыва погибло 320 человек, но цифры естественно примерные, так как людей практически стерло в пыль, всего был найден лишь 81 фрагмент человеческих тел. Раненых оказалось 390 человек, в том числе и жители ближних городков. Большая часть погибших -202 человека- были чернокожие. Возможно жертв было бы и больше, так как мог произойти еще ряд взрывов, но в последний момент удалось потушить пожар в одном из вагонов с боеприпасами. На удивление все спасательные работы проходили быстро.
Три недели чернокожие матросы разбирали завалы и хоронили останки своих товарищей. А после этого их вновь погнали на погрузку боеприпасов. Тогда разгорелся настоящий бунт. 9 августа 258 матросов отказались идти на работы, за что их отправили под трибунал. В 1946 году адвокат Тергуд Маршал добился помилования всех осужденных.
Взрыв в Порту-Чикаго считается одним из самых мощных в истории неядерных взрывов. Что стало его причиной до сих пор остается загадкой.
В 1982 году журналист Питер Фогель попытался провести свое собственное расследование, в результате которого он сделал выводы, что в порту прогремел самый настоящий ядерный взрыв. Подтверждает это и один из пилотов, пролетающий в 3 км над эпицентром взрыва. Он видел, как в небо поднялось грибообразное белое облако, а рядом пролетели огромные обломки. Тем не менее версию Фогеля не подтвердили, хотя отчеты о расследовании взрыва быстренько засекретили.
В настоящее время от Порта-Чикаго уже ничего не осталось. На его месте построили новую базу. О погибших моряках напоминает лишь мемориальная доска, расположенная на противоположном берегу залива реки Сакраменто.