9,6K подписчиков

Мидия уничтожает «сердце Ассирии»

7K прочитали
Победители беспощадно разграбили город, и несметные сокровища храмов Ашшура сменили хозяев. Жителей частично убили, причем с особым ожесточением резали знатных ассирийцев, частично угнали в рабство.

Другие статьи из серии "Падение Ассирии":

Начало конца Ассирии

Война за Вавилонию, «первый тайм»

Скифы спасают Империю

«Непобедимых ассирийцев» можно побеждать

Ассирийское царство в конце VII в. до н.э.
Ассирийское царство в конце VII в. до н.э.

Конец VII в. до н.э. выдался совсем неласковым для Ассирии, начавшаяся с восстания Набопаласара в 627 г. до н.э. война, шла крайне неудачно для империи. Пять лет, до весны 622 г. до н.э. Син-шар-ишкун, ставший к этому времени царем Ассирии, с переменным успехом «бодался» с Набопаласаром, а как только начал побеждать, получил известие о приближающемся к границе Ассирии мидийском войске. От мидийцев с помощью скифов отбились, но Ассирия понесла тяжелые человеческие и хозяйственные потери и в течение последующих шести лет попыток организовать новый поход на Вавилонию не предпринимала. За это время энергичный правитель Вавилонии – Набопаласар подчинил себе всю страну, укрепил свое, и без того не самое слабое, войско и набрался смелости нанести ассирийцам ответный визит. Весной 616 г. до н. э. вавилонские войска вторглись в Ассирию и разгромили армию Син-шар-ишкуна около города Габлину (Каблину), после чего разграбили ассирийские области, расположенные в бассейне реки Балих – притоке Евфрата.

В начале следующего 615 г. до н. э. Набопаласар атакует ассирийскую область Аррапха и недалеко от города Мадану снова наносит поражение ассирийскому войску. Победы внушили предводителю вавилонян уверенность в собственных силах, и в мае 615 г. до н.э. войско Набопаласара атакует уже «коренную» Ассирию. На этот раз удар был направлен прямиком на сакральный центр и «священный город» империи Ашшур.

Для пояснения того, чем был город Ашшур для Ассирии, и насколько судьба ассирийского царства переплелась с судьбой этого города, автором написано несколько статей об Ашшуре: Община бога Ашшура; Пять столиц империи; Экскурсия по «священному городу»; Дворцы и храмы «священного города»

Так вот, этот «священный город» подвергся нападению войск Набопаласара. И пусть Ашшур ассирийцы в тот раз отбили, а вавилонское войско само оказалось на грани поражения и чуть не погибло, это уже было началом конца Ассирии, тем более что в войну вступали новые силы.

Тяжеловооруженный мидийский конный копейщик. Экипировка подобного воина была весьма недешёвой, поэтому количество подобных всадников было невелико и принадлежали они либо к высшим слоям общества, либо были профессиональными воинами-дружинниками. Основу мидийской конницы составляли легкие конники-стрелки, применявшие в бою тактику близкую к скифской.
Тяжеловооруженный мидийский конный копейщик. Экипировка подобного воина была весьма недешёвой, поэтому количество подобных всадников было невелико и принадлежали они либо к высшим слоям общества, либо были профессиональными воинами-дружинниками. Основу мидийской конницы составляли легкие конники-стрелки, применявшие в бою тактику близкую к скифской.

К началу описываемых событий Мидийское царство прошло большой и нелегкий путь от мидийского племенного союза до одного из сильнейших государств региона (Подробнее ЗДЕСЬ: Мидийское царство, трудная дорога к победе ). Оно усилилось настолько, что его правители сочли возможным весной 625 г. до н. э. атаковать «мирового гегемона» того времени – Ассирию. И хотя поход сложился неудачно для мидийцев, войско которых было разгромлено, а царь Каштарити погиб в сражении, полного разгрома мидийцев не произошло и они смогли отступить обратно на территорию Мидии сохранив большую часть своей армии. Через три года, в 622 г. до н. э., мидийцы под руководством своего нового царя сына Каштарити Киаксара повторят свой поход. На этот раз, пользуясь отсутствием основных военных сил Ассирии, воевавших с Набопаласаром в Вавилонии, мидийцы даже смогли осадить Ниневию (Подробнее ЗДЕСЬ: Скифы спасают Империю ). Закончилось все опять не слишком благоприятно для Мидии, ее войска потерпели тяжелое поражение от пришедших на помощь Ассирии скифов, а само Мидийское царство оказалось в числе скифских данников.

Как ни удивительно, но все эти поражения пошли на пользу Мидийскому царству. Совместно переносимые тяготы и нависшее над страной иноземное «ярмо» сплотили сограждан и значительно усилили власть мидийских царей. Поражение в походе 625 г. до н. э. стало поводом для реформирования армии царства, и она, перестав быть племенным ополчением, основанном на родовом принципе, значительно повысила свою боеспособность и превратилась в верную опору царского престола. А наличие подобной силы значительно упростило мидийскому царю общения с разного вида князьями, родовыми вождями, племенными старостами и прочими «пережитками родоплеменного строя». Часть мидийской знати смирилась с царской властью, как под давлением «непреодолимых обстоятельств», так и от понимания необходимости централизации власти для борьбы с внешними врагами. А те, кто не захотел понять «веяний времени», так что же, дураков и не жалко.

Победители беспощадно разграбили город, и несметные сокровища храмов Ашшура сменили хозяев. Жителей частично убили, причем с особым ожесточением резали знатных ассирийцев, частично угнали в рабство.-4

Поражение от ассирийцев принесло и еще один важный результат – вожди Мидии прекратили «ломиться по прямой» и начали думать, и брать на вооружение опыт своих противников-ассирийцев. Как раз к этому времени относится экспансия Мидии, направленная на близлежащие племена. Одним из самых важных «приобретений» мидийского царя стало подчинение Персии. Родственный мидийцам народ вошел в состав царства на равных правах и почти без насилия. «…Покорение Персиды (Фарса) следует, таким образом, отнести скорее на счет Киаксара. К первым годам его правления – скорее, чем к последним годам правления Каштарити – следует, по всей вероятности, отнести и завоевание различных областей центрального и восточного Ирана…». Дьяконов. И.М.

Территориальные завоевания укрепили Мидийское царство и еще больше сплотили его. «…Единая царская власть, возникшая в борьбе с сепаратизмом местной крупной знати, должна была наложить известную узду на эксплуататорские тенденции знатных, по отношению к рядовым представителям свободных … экономическое положение массы свободных должно было укрепиться и улучшиться ... крупная знать, лишенная своего владетельного положения, могла все же поддерживать пока царскую власть в надежде на наживу при расширении государства, которому уже было положено начало, причем можно было предполагать, что оно будет продолжаться…». Дьяконов. И.М. Таким образом, внутри Мидийского царства господствовало единодушие и стремление к общей победе.

Сомкнутый строй мидийских пехотинцев, по сути, аналог «фаланги»
Сомкнутый строй мидийских пехотинцев, по сути, аналог «фаланги»

Даже поражение, нанесенное скифами, не смогло уничтожить общий настрой на «войну до победного конца». В конце концов, ничего непоправимого не произошло, войско побили, но не уничтожили, значит надо продолжать копить силы и лучше готовиться к войне. Зависимость от скифов была неприятна и больно ранила уязвленное самолюбие, но от степняков откупались данью, а в политические дела Мидии скифы не лезли. Территориальная экспансия Мидии, выгодная правящему классу, продолжалась. Мидийцы смогли обучиться скифской тактике применения больших масс конницы, конной стрельбе из лука и даже поучаствовали в разработке и «внедрении в эксплуатацию» нового типа стрел.

Безусловно, положительное влияние на самосознание и настроение граждан Мидии оказал тот факт, что последний поход ассирийцев за добычей на «страну далеких мидян» состоялся в 674 г. до н. э. После этого, ассирийцы безуспешно «наведывались» в 673 г. до н.э. и 672 г. до н.э. в попытках погасить пожар восстания Каштарити и … все, после этого жителей Мидии никто не беспокоил. Пятьдесят лет мира внутри страны, положительно повлияли на самооценку мидийцев, и их готовность и дальше бороться за безопасность своей родины.

Мидийский легковооруженный копейщик
Мидийский легковооруженный копейщик

Мидия достаточно быстро оправилась от поражения нанесенного скифами, благо ей никто в этом не мешал, и продолжила потихоньку захватывать территории, лежащие к востоку от Ассирии. Саму Ассирию пока не трогали. Хотя, как сказать, Персия это ведь ассирийская провинция, забытая метрополией из-за множества навалившихся неприятностей. Так что и «отваливающиеся» куски Ассирии Мидия тоже «приватизировала». Когда летом 616 г. до н. э. у города Габлину (Каблину) вавилонский царь Набопаласар разгромил ассирийское войско, а заодно и союзную ассирийцам армию Манны (Подробнее ЗДЕСЬ: «Непобедимых ассирийцев» можно побеждать ), то этим он оказал огромную услугу мидийскому царю, скорее всего, даже не задумываясь в тот момент об этом. Манна была, конечно, государством серьезным и даже уважаемым, но «запасом прочности» подобным ассирийскому не обладала.

Если Ассирия, даже потерпев подряд несколько серьезных поражений, оставалась очень опасным противником, то Манна, после разгрома ее лучших воинских подразделений у Габлину, изрядно потеряла «политический вес», а ее границы «оголились». По поводу дальнейшей судьбы этого царства среди ученых есть небольшие разногласия. Все согласны с тем, что в конечном итоге территория Манны становится частью этнической Мидии, в будущем Малой Мидии или Мидии Атропатены. Есть разногласия о том, в каком году Мидия «скушала» Манну, самая ранняя дата этого события - в течение 616–615 г. до н.э. Но даже если принять более позднее время поглощения маннейского царства Мидией, то надо признать, что в указанный период от Манны мидийцы «откусили» изрядный кусок территорий.

Мидийский легкий конник, вооружен луком и несколькими легкими дротиками. Именно такие конники составляли большинство в мидийском войске.
Мидийский легкий конник, вооружен луком и несколькими легкими дротиками. Именно такие конники составляли большинство в мидийском войске.

Киаксар пристально следил за тем, что происходит в Ассирии, уважающий себя царь просто не мог не иметь шпионов в стане врага. Купцы опять же шастают туда-сюда и за возможность выгодно торговать с радостью поделятся любой информацией. Так что ход ассиро-вавилонской войны был властелину Мидии прекрасно известен. Поэтому, после поражения ассирийской армии под стенами крепости Такритаин, он решил: «Пора!». Именно теперь, когда Ассирия потерпела несколько поражений подряд и ее армия была обескровлена и морально подавлена, настало время для нанесения удара. В месяце арахсамну (октябрь—ноябрь) 615 г. до н. э. мидийское войско перевалило через перевалы Загроса и спустилось по его западным склонам в ассирийскую провинцию Аррапха. Богатую и древнюю область грабили долго и неспешно, только в месяце абе (июле–августе) следующего, 614 г. до н.э. мидийские войска двинулись дальше.

От Аррапхи войско двигалось по предгорьям Загроса, обходя стороной сильно укрепленные города Арбела и Ниневия. Затем мидийцы спустились к реке Тигр и штурмом взяли город Тарбицу (Тарбис), расположенный в пяти километрах от Ниневии. Затем мидийская армия переправилась через реку Тигр и спустилась по ее правому берегу до «сердца Ассирии» - города Ашшур. Видимо расчет Киаксара полностью оправдался, и дела Ассирии были уже совсем плохи, за все это время никто так и не попытался помешать мидийцам.

Даже когда они осаждали священный для любого ассирийца город, никто так и не попытался прийти на помощь. Еще одна загадка это то, каким образом войско Киаксара так быстро смогло овладеть городом, имеющим очень мощную фортификацию. Конечно, в это время в войске Киаксара уже хватало «военспецов» с ассирийским военным опытом, но даже при наличии умения и соответствующей технике, античная осада – дело не быстрое. Тут либо предательство, либо «фактор неожиданности», либо на стенах почти не было защитников…

Карта раскопок города Ашшур
Карта раскопок города Ашшур

«…Современные археологические раскопки говорят о попытках мидийцев прорваться через южные укрепления города — обнаружены следы таранов в глиняно-кирпичных валах, бронзовые крючки, недовырытый туннель), многочисленные наконечники стрел; атаке подверглись и главные ворота города — Табира, которые были сожженны. Ворвавшись в город, мидийцы сожгли храм Ану-Адад и полностью разрушили храм Ашшура; сгорели дворцы — Старый и Восточный. Жители пригородов Ашшура не сдались без боя, о чем свидетельствуют остатки баррикад, скелеты со следами насильственной смерти…». Мочалов М.Ю.

Победители беспощадно разграбили город, и несметные сокровища храмов Ашшура сменили хозяев. Жителей частично прирезали, причем с особым ожесточением убивали знатных ассирийцев, частично угнали в рабство. Бог Ашшур не стал помогать своей пастве, от которой отвернулась удача. «Вавилонская хроника» лаконично сообщает об этих событиях: «В 12 год (614 г до н.э) в месяце аб, когда мидянин находился против Ниневии, он поспешил и захватил Тарбиз, город в области Ниневии. Затем он спустился берегом Тигра и напал на Ашшур, дал бой городу; [...........] город разрушил, поражение людям великим злобно он нанес, добычу его он захватил, полон его он полонил…».

Ассирийский воин, идущий в последний бой. Так умирали последние защитники Ашшура. Художник Игорь Левченко
Ассирийский воин, идущий в последний бой. Так умирали последние защитники Ашшура. Художник Игорь Левченко

Набопаласар со своим войском в это время тоже вторгся в пределы Ассирии и направлялся навстречу мидийским союзникам. Существует мнение, часто упоминаемое в научных трудах и научно-популярных книгах, что между Набопаласаром и Киаксаром существовала договоренность встретиться около столицы Ассирии – Ниневии и совместно атаковать оную. Однако, мидийцы к Ниневии не пошли, а предпочли атаковать богатый и менее защищенный Ашшур. Это нарушало планы Набопаласара, который в своих действиях был вынужден учитывать статус Ашшура, являвшегося древним религиозным центром, почитаемым как в Ассирии, так и в Вавилонии. Набопаласар не был царем «по крови», он вознесся на трон волей массы пошедших за ним людей.

Поэтому желания своего войска, среди которого хватало и тех, для кого город Ашшур был святыней, вавилонский царь, как всякий умный выскочка, учитывал. В результате преднамеренного промедления Набопаласара, его войско прибыло к Ашшуру только тогда, когда от него остались одни развалины. О каких-либо конфликтах между союзниками по этому поводу ничего неизвестно, наоборот именно здесь, на еще горячих развалинах Ашшура, был официально заключен союз между Вавилонией и Мидией. Чтобы укрепить взаимопонимание, дружественные отношения были закреплены браком между сыном Набопаласара – царевичем Навуходоносором и дочерью Киаксара - мидийской царевной Амиитис (Амухеан).

Победители беспощадно разграбили город, и несметные сокровища храмов Ашшура сменили хозяев. Жителей частично убили, причем с особым ожесточением резали знатных ассирийцев, частично угнали в рабство.-11

Чтобы соблюсти приличия, Набопаласар выказал глубокую скорбь по поводу разрушения Ашшура и даже, в знак траура по нему, некоторое время спал на полу. В своих надписях Набопаласар подчеркивает, что он не принял участия в осквернении ассирийских храмов. Нам подробности той войны неизвестны, но почему-то меня раз за разом посещает мысль, что именно «нависшее» над центральной частью Ассирии войско Набопаласара не позволило Син-шар-ишкуну отправить ассирийскую армию на помощь Ашшуру. Но это - мои домыслы, а «Вавилонская хроника» вновь меланхолично и кратко сообщает: «…Царь Аккада и его войско, которые пришли на помощь мидянам, не застали битвы, [ибо] город [уже был захвачен. Царь]Аккада и Киаксар встретились друг с другом у города. Они заключили друг с другом [договор] о дружбе и мире. Киаксар и его войско вернулись в свою страну; царь Аккада и его войско [также] вернулись в свою страну…».

Остатки ассирийского города Ашшур, наши дни
Остатки ассирийского города Ашшур, наши дни

Разрушенный в конце VIIв. до н.э. мидийским войском, город Ашшур снова появляется во времена Парфянского царства. К сожалению, история «парфянского Ашшура» совсем не отражена в письменных источниках, неизвестно даже, когда именно и под каким названием он возродился при парфянах. В III в. до н. э. на перекрестке важных торговых путей, в составе государства Селевкидов возник город Хатра. Судьба бывшего Ашшура, который я, за неимением другого названия, продолжу так именовать, была тесно связана с этим узловым торговым пунктом. Хатра была расположена в пятидесяти километрах к северо-западу от Ашшура и, как уже было сказано выше, находилась в месте пересечения сухопутных торговых магистралей. Ашшур находящийся на берегу Тигра стал ее речным портом и транзитным терминалом на пути к морю.

Расцвет города наступил в начале нашей эры, до 116—117 г. н.э. прослеживается самый интенсивный период строительства. Именно тогда возникают наиболее значительные здания города, которые впоследствии только расширяются и ремонтируются. Новые дворцы строятся над руинами ассирийских зданий, почти не меняя места. Неизменными остались также и границы города, река Тигр по-прежнему защищает подступы к нему с двух сторон. Над местом, где когда-то гордо возвышался главное святилище Ассирии – храм Ашшура был возведен парфянский акрополь с площадью и храмами. Зиккурат храма Ашшура стал подножием цитадели. На фундаменте храма Акиту парфяне возвели свое святилище, точно повторяющее контур ассирийского здания.

Римские легионеры и пехотинец вспомогательных частей, времен правления императора Траяна
Римские легионеры и пехотинец вспомогательных частей, времен правления императора Траяна

В 117 г. город был сильно разрушен императором Римской империи Траяном и долго отстраивался заново. Следующий этап бурного строительства начался после 198 г., когда Парфию громил уже другой римский император - Септимий Север. В 257 г. Хатра была разрушена шахиншахом Ирана Шапуром I во время войны с Римской империей, предположительно тогда же прекратил свое существование и Ашшур. Он был вновь открыт миру благодаря археологической экспедиции Германского восточного общества под руководством Роберта Кольдевея. После нескольких лет бесплодных поисков археологи обнаружили древний город в урочище Калат Шергат, в ста километрах от иракского города Мосул. Руководство раскопками, проведенными в 1903— 13 г. возглавил немецкий археолог и архитектор Уолтер Андрэ.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

"История Мидии" И.М. Дьяконов

"Всеобщая история архитектуры." Том I. "Архитектура Древнего мира" Авторы: В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов; под редакцией О.Х. Халпахчьна

Битва между парфянами и римлянами. Художник И. Дзысь
Битва между парфянами и римлянами. Художник И. Дзысь

Другие статьи из серии "Падение Ассирии":

Начало конца Ассирии

Война за Вавилонию, «первый тайм»

Скифы спасают Империю

«Непобедимых ассирийцев» можно побеждать

Победители беспощадно разграбили город, и несметные сокровища храмов Ашшура сменили хозяев. Жителей частично убили, причем с особым ожесточением резали знатных ассирийцев, частично угнали в рабство.-16