В этой статье будет общий анализ храмов и монастырей, посещённых во время экспедиций 2018 - 2019 г.г., а так же, я постараюсь ответить на вопрос и покажу, что же именно не так, с нашими храмами и монастырями. Подчёркиваю, рассказ будет только о тех объектах, где был лично сам, или были мои помощники. Поэтому никаких диванных исследований, всё увиденное своими глазами покажем и вам.
Всё увиденное было измерено и сведено в единую базу данных, в виде таблицы, для наглядности. В этой таблице, помимо 18 объектов, про которые расскажу далее, так же содержится информация о других храмовых постройках про уже есть рассказ на канале. Ссылка на файл базы данных, находится тут.
Так же в этой таблице представлены координаты всех зданий и сооружений, и каждый может всё проверить, а при желании и дополнить. Друзья, предлагаю вам, подключится к её заполнению, в своих регионах. Тогда это будет не просто таблица, а полноценная база данных. Так же прошу вас проверить, данные уже предоставленные в этой таблице, так как я мог ошибиться или, что-то упустить, а если Вы что-то знаете прямо сейчас, или узнаете потом, то пишите, пожалуйста, в комментариях.
Буквально в двух словах поясню терминологию, используемую в описании канонических храмов. Согласно христианскому православному канону, храм должен быть таким:
«Алтарь» храма, расположен строго на Восток, от «основного объёма и отделён от него «Царскими» (это самые большие, посередине), «Северными» и «Южными» вратами, которые обычно задекорированы «иконостасом»:
Кстати, Триумфальная арка императора Константина, в Риме, выглядит так же как эти врата в любом храме, и имеет ориентацию на Северо-Восток.
То есть, если добавить к триумфальной арке апсиду, (алтарь), и основное здание храма, ты мы получим то, что сейчас называется церквями, с ориентацией алтаря на Северо-Восток.
Но это я отвлёкся. Возвращаемся к нашему плану. И так, согласно канону, с Запада, к основному объёму храма примыкает «Трапезная», а уже к ней, так же с Запада, примыкает «Колокольня», через которую, обычно, и осуществляется вход в храм.
Вот так храм выглядит со стороны, в данном случае с Юга: справа налево — алтарь, основной объём, трапезная, колокольня. Храм венчает свод, на котором расположен световой барабан, на котором расположен купол, на котором уже установлен крест, ориентированный с Севера на Юг.
Подчеркну, согласно канону, алтарь храма должен быть обращён строго на Восток, крест на куполе ориентирован с Севера на Юг, что бы прихожане, входящие в храм с Запада видели лицевую сторону креста, а не боковую грань, и сам храм должен располагаться на вершине холма, не иметь ничего лишнего, и выглядеть именно так, потому что, согласно словам некоторых церковных иерархов, цитата: «в неканоническом храме нет Божьей благодати». При этом, в наше время даже известны случаи, когда священники отказывались освящать новые храмы, так как они построены не по канону.
Также в двух словах объясню некоторые обозначения в таблице. Обратите внимание, что каждый регион располагается на своём листе. Вкладки по регионам (областям), находятся внизу таблицы:
«Расшивка швов»: цели и задачи, для которых строится здание, определяет и саму технологию его постройки, а наличие расшивки, говорит о том, что по изначальному плану штукатурить стену не планировали, так как расшивка швов на стене, которая будет в последующем штукатурится — лишняя трата времени и сил. Все мы знаем, как красива стена из красного кирпича (пример Московский Кремль).
Возникает вопрос, зачем может понадобиться её штукатурить? Ответ на самом деле прост: или она уже утеряла свою красоту, или нужно закрыть то, чего видеть простым людям не положено. Проще говоря, расшивка швов на кирпичной стене, присутствует там, где стены штукатурить не планировалось.
«Ориентация по сторонам света»: имеется ввиду направление алтаря; 1 — это Восток, 2— это Северо-Восток, 3— это Юго-Восток, 4— это другие направления. В монастырях, подразумевается ориентация по сторонам света основного храма.
«Отверстие в барабан»: это отверстие в верхней части купола, в месте установки светового барабана. Это важно, так как у многих храмов в результате более поздних переделок это отверстие оказалось заложено.
Так же немаловажным фактом является то, как крепился иконостас. Ни в одном из храмов, этот крепёж не был предусмотрен при строительстве, и во многих случаях выбивался в уже готовой стене. То, что отверстия крепления иконостаса, образовались не из-за вырывания этого крепления, как утверждают некоторые, а в результате выбивания этих отверстий в готовой стене, видно по сколотым граням внутри отверстия.
То же самое касается дымоходов и закладных для стропил крыши — они пробивались в уже готовой стене, а вот различные технологические отверстия и ниши, выполнялись при возведении стены, то есть сразу при строительстве.
«Псевдофунамент» — это облицовка камнем понизу кирпичной стены на уровне грунта.
«Архитектурная символика» — что-либо указывающее на религиозную принадлежность сооружения, выполненную в камне. Хочу отметить, что, например, крест, процарапанный гвоздём в кирпиче, так же как и деревянный или железный крест на крыше, в данном случае, архитектурной символикой не является. Это называется убранство храма, а мы рассматриваем исключительно технологии строительства. А вот если в кирпичной стене выложена фигура в форме креста, то это уже архитектурная символика.
“Голосники” — керамические горшки, вмурованные в стену, для “улучшения акустических свойств здания”, или по другой версии, для “облегчения веса конструкции”.
Думаю, остальные моменты в таблице понятны.
Друзья, по каждому представленному в таблице сооружению, имеется большой объём отснятого материала, и если Вы хотите узнать о каком то объекте более подробно, то просто пишите про него в комментариях. А теперь давайте посмотрим на все эти канонические и не очень моменты, которые есть в реальности.
Собор Богоявления Господня, Москва
Ориентация алтаря — Северо-Восток. Здание трёхуровневое.
Имеется подземный этаж. Вы видите уровень грунта, от метро до алтаря. Окна смотрят землю.
Обратите внимание, есть контрфорсы. Зачем храму контрфорсы? Да ещё к тому же такие маленькие и какие-то не пропорциональные? Я знаю для чего предназначены контрфорсы, но чтобы выполнять свою прямую роль — подпор стены, для чего, собственно и строится контр-форс, он должен быть выше размерами, иначе, в таком виде, это просто лишний элемент.
А вот если откопать нижний этаж, спуск на который за автомобилями слева, то размеры этих контр-форсов, уже становятся вполне себе нормальными. Так же тут есть балкончик над арками. Похожее архитектурное решение мы можем видеть в Ново-Иерусалимском и Саввино-Сторожевском монастырях!
Храм Бориса и Глеба в Зюзино, Москва
Обратите внимание на эти два угловых здания, которые говорят нам о крупном комплексе, который был тут, когда то расположен. Так на местности выглядит здание Юго-Западного угла:
Обратите внимание, насколько эти два здания похожи, если не считать цвета. Верхний этаж у обоих надстроен и непропорционален, двери сделаны из окон. По периметру обоих зданий выполнен псевдофундамент из камня, но конкретно это здание, к церкви не относится.
Это здание, расположенное в Северо-Западном углу, которое уже относится к церкви. Так же надстроенный этаж, и двери, сделанные из окон, вдобавок ко всему, тут имеется подземный этаж, который используют, сделав окно прямо в тротуаре.
Тут хочу добавить, что это здание школы при церкви, это “новодел” рубежа 2000-х годов. Точнее реконструкция на более древнем фундаменте, по “старым” чертежам.
Алтарь самой церкви, направлен на Север, и по периметру имеет контр-форсы, которые, тоже непропорционально малы в таком виде, причём подчёркиваю, контр-форсы есть только на алтарной части. Обе лестницы приделаны позже.
Хочу подчеркнуть, что крест на храме не направлен на Север, а ориентирован с Запада на Восток.
По православной традиции, крест располагается таким образом, что бы идущий в храм человек, видел так сказать лицевую сторону креста, а не боковую, а вход в этот храм с Юга, так как алтарь расположен на Севере. Храм по низу стены, имеет псведофундамент, а на крыше есть дверь для Карлсона.
Храм Успения на Чижевском подворье, Москва
Алтарь храма ориентирован на Северо-Восток.
Прямоугольный алтарь, в стене которого проглядывает заложенное окно.
С Юго-Восточной стороны, в стене алтаря, мы видим заложенную арку и ряды кирпича, которые предназначены для связки с отходящей стеной.
Причём арка весьма широкая и расположена очень низко от поверхности земли, а стены должны были идти с обеих сторон арки. Повторюсь, эта конструкция примыкает к алтарной части храма, с Юго-Востока. Если убрать 3 метра грунта, то это будут большие ворота в прямоугольный алтарь.
Церковь Петра и Павла, Московская область
Алтарь храма направлен на Юго-Восток. Видим круглые окна, на нижнем этаже.
Есть псевдофундамент. Что характерно, сейчас, при реставрации, делают точно так же: обкладывают кирпичную стену камнем. То есть гидроизоляции там по-прежнему ни какой нет. Повсюду глина и виден уровень, на который откопали. Дальше не стали откапывать.
Церковь Вознесения Господня, Московская область
Ориентация алтаря на Восток, с небольшим смещением на Север. В данный момент отреставрирована только трапезная, а колокольня, основной объём и алтарь, так и стоят в руинах.
Проходы в алтарь, именуемые «Северные ворота» и «Южные ворота», расширены в стороны, поэтому изнутри выглядят не симметрично.
В алтарной части есть голосники.
Обратите внимание: восточная стена основного объёма, там, где был иконостас, не оштукатурена, и здесь имеются закладные отверстия, причём некоторые заложены изначально при строительстве, а некоторые пробиты уже позже постройки.
Вполне возможно, что это было крепление иконостаса, а вполне возможно, что это было перекрытие второго этажа. На противоположной, западной стене, закладных не видно, так как она оштукатурена.
Под северным входом основного объёма, имеется какое то отверстие, идущее далеко под пол.
Низ северного входа грубо расширен, верхние дверные петли вделаны в камень, а на южном входе, такие же петли, установлены в деревянную колоду.
При этом, в южном входе имеется камень, на месте предполагаемой установки петель, но петель там нет и камень разрушенный. Кто-то вырвал дверь, вместе с петлями?
Обратите внимание: отверстие в малую башню просто закрыто листовым материалом, так как не планировали или знали, как его использовать.
Навершие храма, было примерно, таким же, как в «храме святых Косьмы и Демьяна» в Калуге, про него так же будет рассказ далее в статье.
Рядом с храмом есть дом, с провалом внутри. Деревянный верх, каменный низ.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском, Московская область
Это колокольня. Основной объём и трапезная – снесены. Алтарь, если он вообще, когда то существовал, был направлен на Восток. Снаружи, это квадратное по форме строение, а внутри оно круглое. Вход с Севера. Рядом было древнее кладбище.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пирогово, Тульская область
Перед нами величественное сооружение, очень большое и красивое. Размеры и красота этого храма просто поражают. И это в глуши, в небольшом селе. Алтарь направлен на Северо-Восток. Нет лестницы на колокольню.
Штукатурка внутри не планировалась. Выдолбленное крепление иконостаса.
То есть технологические отверстия, при кладке стен, сделать смогли, а самое главное забыли? Отверстие в световой барабан заложено неаккуратно. Да и света он не добавлял. Уровень пола в трапезной на разной высоте. Похоже на поспешное выравнивание. С дымоходом типичная ситуация: в стене, небольшой проход был, но стену пробили, что бы к нему подключится. На окнах стоят кованые решётки с таким интересным орнаментом.
Церковь Спаса Преображения в Юрьево, Тульская область
Как и когда образовался приход и отчего получил своё название, сведений не имеется в церковной летописи прихода. Более того, официальные источники не могут даже, определится с датой постройки самой церкви. Алтарь направлен на Восток. От храма остался только четверик основного объёма, все остальные части, если они были, то уже разрушены. Видим новодельную арку, выложенную на цементный раствор.
Изначально уровень арки был ниже, то есть арку разбивали вверх. Штукатурку сбивали. При строительстве использовалось два формата кирпичей: стандартный и крупноформатный. Крыша трапезной — бетонная отливка. Стены трапезной, так же на цементе. А вот развалин колокольни не видно. Швы расшиты только в склепе. На склепе, стоит дата 1898 год, и надпись на старославянском.
Однако, в конце XIX века так уже не писали. Так же видим Мальтийский крест и полуколонны, как в храме «Всех Святых» в Плавске. Склеп выложен из отлитых блоков. Низ склепа более древней, в нём видим разрушенную кирпичную арку.
Кладка выше арки с расшивкой швов по советскому типу. Возле храма валяется каменный блок, в котором крепился штырь, залитый свинцом.
Знаменская церковь в Пятницком, Тульская область
Согласно официальной информации, сначала была построена трапезная, а затем основной объём храма. Алтарь ориентирован на Восток, с небольшим отклонением на Север. Под алтарём хорошая кладка из правильных блоков, можно сказать новая, по сравнению с кладкой камней под самим храмом.
Видно, что используются камни, изначально стоявшие в другом месте. Рядом с церковью расположено родовое кладбище бояр Языковых, по официальной версии, основавших эту церковь. Здесь имеются чугунные надгробия, такие же, как в Ново-Иерусалимском монастыре.
Так же тут находится заштукатуренное гранитное надгробие.
Церковь Богоявления Господня в Красном, Тульская область
Этот храм находится буквально в 400 метрах, от Красивой заводской трубы, про которую я уже рассказывал ранее. Ориентация алтаря на Северо-Восток. Храм двухэтажный. Маленькие окошки на уровне земли. Дверь заложили, получилось окно:
Одна петля, на заложенном арочном проходе, вторая петля, засыпана. Закопчённые кирпичи, срезанная стяжка. Уровень грунта в нижнем этаже заметно ниже, чем в проходе к нему. Потолки — швеллер и между ними арочная кладка из кирпича.
Друзья, помните, где мы видели такую же конструкцию потолка? Это нижний этаж, тут всё покрыто слоем нагара. Что интересно, на прямоугольных камнях и кирпичах, лежат неотёсанные валуны.
Арки, в апсиду нижнего этажа, продалбливали вверх.
Дымоход пробивали в готовой стене и обложили современным кирпичом.
Нижний этаж обложен снаружи более тёмным кирпичом. Возможно именно поэтому стиль окон на нижнем этаже и на верхних, отличаются. В некоторых местах эта облицовка отошла от основной стены.
Обратите внимание, высота двери в колокольню 5 метров.
Тут хочу подчеркнуть, что все остальные двери нормального размера. Это единственная дверь, которая такая высокая и узкая. То есть по ширине она нормальная, но по высоте не пропорциональная. А секрет этой высокой двери в том, что окно, на втором этаже, пробивали вниз и даже стяжку для этого срезали. Изначальный вход, в теперь уже нижний этаж, засыпан и чтобы не ходить туда, был сбит подоконник на втором этаже и разбита стена до самого низа, что бы можно было подниматься сразу на второй этаж. Для этого, снаружи, к колокольне, пристроено крыльцо из современного кирпича, в результате получился такой «интересный» проход.
Перевязка колокольни с храмом есть только снизу, а выше нет перевязки, так как коридорчик — это новодел, заходить в основное здание, изначально, нужно было через нижний этаж. Крыльцо пристроено позже.
В основном объёме, на втором этаже, видим пробитый дымоход и прямую широкую арку из трапезной в основной объём.
Подчёркиваю, этот проход, так же пробит, так как видны сколы на кирпичах. Изначально были только маленькие дверки по бокам, и не исключено, что только они одни, однако, если посередине был проход, то это уже становится похожим на Царские врата в алтарь. Но вот только алтарь, сейчас, находится дальше, за основным объёмом, а тут трапезная, поэтому, что бы было по канону, и пришлось переделывать. В трапезной, с одной стороны два окна, с другой всего одно.
Повсюду видим сбитую штукатурку. Крыши изначально не было. На куполе двойной барабан, второй изнутри замазан.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Потемкино, Тульская область
По внешнему виду, храм выполнен по всем канонам: алтарь, основной объём, трапезная, колокольня, всё построено воедино.
Однако, даже не заходя внутрь, просто достав компас, мы видим, что алтарь направлен на Северо-Восток, а зайдя внутрь, сразу обращают на себя внимание грубо выбитые дымоходы.
Неизвестно, есть ли нижний этаж, но пол гораздо выше уровня грунта снаружи и выполнен в арочном стиле.
Некоторые ниши пробиты насквозь.
Видим скошенный подоконник.
Обращают на себя внимание бойницы в колокольне.
Крыша не планировалась, и что интересно бойницы сделали, а про штробы и дымоходы забыли! В низу колокольни выветренный кирпич. А вот известковая кладочная смесь до сих пор крепкая.
В потолке нижнего яруса колокольни видим небрежно заделанное отверстие.
Имеется яма в алтаре. Сам алтарь не круглый, а восьмигранный, направлен, как я говорил, на Северо-Восток. Не видно фундамента.
Церковь Михаила Архангела в селе Драгуны, Тульская область
Как и покровская церковь, этот храм выполнен, по всем канонам, и алтарь её так же обращён на Северо-Восток.
Арочная дверь в колокольне (на фото слева) заложена позже постройки, здесь есть подъём наверх колокольни, но туда нет лестницы.
Арки в верхней части колокольни — кирпич грубо стёсан, но в целом кладка качественная. Используется много оплавленного кирпича.
Крыльцо у колокольни ни как не привязано к ней. Каменные плиты возле колокольни похожи на отливку.
Пол в колокольне из грубого камня — не привязан к стенам, выложен позже, даже скорее можно сказать, засыпан позже.
Верх колокольни пирамидальный.
Пирамидальный верх колокольни, мы уже видели на засыпанном заводе Демидовых.
Чётко видна штроба на колокольне, то есть крышу над трапезной, сделали после того, как её построили, значит, климат изменился не сразу.
Внутри храма, с внутренней стороны стены, видим фундамент. Если это ленточный фундамент, то предполагалась обратная засыпка, тогда зачем делать внутреннюю стену фундамента такой ровной и гладкой?
Купол восьмигранный. Снаружи у основного четверика, фундамент слишком разрушенный, по сравнению с трапезной.
Очень похоже, что было крыльцо и оно даже было перевязано со стеной. Солея (амвон, подиум у алтаря) — это отливка.
Снова видим, как дымоход грубо пробит в стене основного объёма и в трапезной.
Окна в трапезной, как в обычном деревенском доме. Трапезная построена воедино с основным объёмом. Барабан на куполе — внутри пустой.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Борзуново, Тульская область
Алтарь храма направлен на Восток, с небольшим отклонением на Север. Дверные петли с обеих сторон двери. Штукатурку сбивали. Проход в трапезную уменьшали, заложив арку и нарушив симметрию.
А это окно в трапезную из основного объёма, пробивали вниз, и смотрите, теперь эта стена похожа на алтарную стену с Царскими вратами. Друзья, не кажется ли вам, что если убрать все пристройки, то получится квадратное здание, в каждой стене которого, будет большая дверь посередине и окна по краям? А может, так и было изначально задумано?
В трапезной одно окно на Север и два на Юг, а где же симметрия? На своде трапезной вырос «культурный» слой.
Уровень пола слишком высоко, и это не только из-за обвалившегося свода. Используются кирпичи трёх форматов.
Есть яма в алтаре. Гидроизоляции под стенами нет. Под углами основного объёма видны камни. Основной объём и трапезная, судя по всему, были построены одновременно. Через алтарь и трапезную, проходит двойной контур стяжек.
Во многих местах стяжки перерезаны автогеном. Над трапезной изначально не было двускатной крыши. Видим заплатки в стене из позднего кирпича, причём некоторые кирпичи в заплатках — оплавленные.
Троицкая церковь в Шилово, Тульская область
Квадратный алтарь с двумя окнами, одно из которых переделано в дверь, ориентация алтаря на Юго-Восток.
Звонница выглядит вот так.
Колокола сделаны из порезанных газовых баллонов, но при этом они довольно хорошо звучат. Имеются закопчённые кирпичи в разных местах кладки. Сами кирпичи стандартные, современного размера, при этом совершенно не соответствует году постройки храма 1767. Степень выветривания, может говорить о большом возрасте постройки, что опять же не вяжется с размером кирпича.
Качество кладки просто ужасное: толстые кладочные швы. Такое ощущение, что строители торопились. Дверные петли вставлены в кирпич, это при том, что конкретно в этой местности, природный камень выходит на поверхность, но видимо обработать его не могли, в отличие от местностей, где камня на поверхности нет, но петли стоят в камне. Дымоход отсутствует. Используется печь с оцинкованной трубой, выведенной прямо через стену.
Это современное решение, которое имеет право на жизнь, но зададимся вопросом, а как было в прошлом? Изначально крыши не было. Это видно по шробам над алтарём.
Колокольная надстроена, это видно по разной степени разрушения кладки и по стилю кладки.
Покровская церковь, в Ситово, Тульская область
Алтарь ориентирован на Восток, с небольшим отклонением на Север.
Верх колокольни и световой барабан обиты кровельным железом. Есть псевдофундамент. Стены надёжно армированы: стяжки идут как по верху, так и по низу здания. Камень это отливка, но затем он механически обработан. Запоры для проёмов в колокольне — прибиты к стене, а не замурованы в неё, то есть это поздняя переделка.
Видны потемневшие кирпичи. Снаружи, вероятно от погоды, внутри, есть оплавленные, но стоят по одиночке. Такая же картина и в трапезной — имеются одиночные оплавленные кирпичи. В основном четверике, такого нет. Своды трапезной все разрушены.
Судя по всему колокольня и трапезная, построены позже основного объёма. Имеются поздние переделки
Есть ещё одна церковь, обитая железом, в Оренбургской области, Бугурусланский район, близ села Муравейник.
Друзья, если Вы знаете, зачем стены церкви покрывали металлом, или видели похожие сооружения, то пишите, пожалуйста, в комментариях.
Церковь Воскресения Христова в селе Роща, Калужская область
Храм направлен алтарём на Северо-восток.
На куполе, с овальными окнами, стоит световой барабан и что примечательно, он соединён с основным объёмом храма, то есть этот проход ещё не заложен, как это часто бывает.
Крыша изначально не планировалась, это видно по маленьким окошкам, которые перекрывает скат крыши.
С этой стороны, окно даже заложили, хотя на старых фото, ещё видно его открытым.
Ступеньки на колокольню деревянные, расположены в узкой кирпичной трубе.
Дверь очень узкая, хоть по высоте и нормальная. На верху, в колокольне, имеются тёмные кирпичи, но в основном на подоконниках окон. Вероятно, это просто погодное потемнение. Брёвна для колоколов, удачно установлены на карнизы вверху колон.
Церковь Святых Косьмы и Демьяна, г. Калуга
Ориентация алтаря на Юго-Восток. Очень необычный стиль и красивое сооружение.
Имеется портик над входом, в нём есть знакомый глаз, в треугольнике.
Проём в световой барабан не закрыт. Много круглых окон. Внутри много пространства, при этом площадь пола не очень большая, то есть во время богослужения разместиться не очень много людей.
И так друзья, это была краткая обзорная экскурсия, по некоторым храмам Московской, Тульской и Калужской областей. Повторюсь, Более полные данные, по каждому сооружению, находятся в таблице, посмотреть её можно здесь. Друзья, если Вам интересно узнать более развёрнуто, про какой то конкретный объект, то прошу Вас проголосовать за него в комментариях.
В качестве подведения итогов, могу сказать следующее. В конце XIX века, большинство храмов, если не все, подвергались ремонту или переделке. Читая книгу «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей», издание Тула, 1895 года, бросается в глаза, что очень часто, о времени постройки храма, или основании прихода, вообще ничего не известно. Почитайте книгу сами, здесь ссылка на неё.
Если её читать внимательно, то складывается стойкое ощущение, что в прошлом, где то были храмы, сёла, жили люди и никому до этого не было дела, как вдруг, в конце XIX века, почему то вспомнили, про эти храмы, которые стоят по всей Тульской губернии, решили провести их перепись и составить подробный список; как будто до того момента не было статистического учёта и пожертвования приходов, в вышестоящие церковные управления, так же видимо ни кто не отправлял, пока однажды не спохватились и не решились все приходы пересчитать и записать. И оказалось, что об истории происхождения многих церквей и приходов, вообще ни кто ничего не знает, кто их основал и когда, но зато точно известно, когда была переделка или реконструкция церкви! Подчёркиваю, уже в 1895 году, подлинных историй возникновения церквей и приходов ни кто не знал! А как же бабушки и дедушки, которые, по словам некоторых диванных скептиков, видели Наполеона, почему они ничего не помнили и не рассказали?
Что касается ориентации алтаря, мы видим, что большинство храмов не ориентированы по канону, строго на Восток, они вообще ни как не ориентированы. Даже среди храмов, имеющих направление на Северо-Восток, отклонение достигает 20 градусов в обе стороны. Не говоря уже об ориентации на Юго-Восток или Север.
Официальные объяснения, звучат так, что эти храмы ориентировали не по сторонам света, а по восходу Солнца, или что в то время не было компаса.
Но это всего лишь объяснения официальных историков, причём лживые. Ведь по их словам получается, что в каждой конкретной местности, солнце всходило с разных сторон света? Так же обратите внимание, что большинство храмов, имеющих неправильную ориентацию, построены, якобы в XVIII веке (17хх года), при этом есть храмы (например, в Лужецком монастыре), которые официально построены гораздо раньше и имеют правильную ориентацию по сторонам света. Тут ещё вспомним, что согласно официальной истории, Америка была открыта Колумбом, аж в 1492 году.
То есть, Колумб, видимо не имея компаса, пересекает Атлантический океан и открывает Америку, а спустя 300 лет, согласно той же официальной истории, в России не могу правильно сориентировать церковь, потому как, нет компаса. И мы должны принимать эту официальную точку зрения за истину в последней инстанции?
Про то, что для пересечения океана, нужен не только компас, а ещё много разных точных навигационных приборов, думаю, Вы сами знаете. Но сейчас не про открытие Америки Колумбом, хотя эта ещё та история, и достойна отдельного рассказа. Сейчас речь об ориентации храмов по сторонам света. Ведь в случае необходимости, компас можно сделать даже из иголки и лужи. И вот, неужели, люди, умевшие выплавлять металл, которой не ржавеет столетиями, люди, которые могли строить такие красивые здания, которые стоят столетиями, неужели эти люди не знали такого способа? Или наши предки были настолько лапотные и дикие, что не имели швейных игл? Ребят, это уже даже не смешно. Официальная версия истории просто шита белыми нитками.
И так, наши предки могли без проблем определить стороны света, думаю, с этим все согласны. Тогда возвращаемся к нашим, так называемым, храмам. Почему тогда они сориентированы, как попало? Ответ как всегда предельно прост — при проектировании этих зданий, учитывалось всё, что было необходимо для функционирования этого здания. А если ориентация по сторонам света, не была учтена, значит, она не имела никакого значения.
Про гидроизоляцию. В большинстве случаев её нет, от слова «совсем». Но не может быть, что бы наши предки, не знали о расширении воды при замерзании. Конечно, знали, но гидроизоляцию не сделали, почему? Да потому что в ней так же не было необходимости!
Наличие такого элемента как «четверть», в дверных и оконных проёмах, подразумевает использование оконных и дверных рам. Причём, это было запроектировано сразу, при постройке.
Друзья, про расшивку швов я уже говорил вначале статьи и повторюсь снова, что если швы расшиты, то изначально штукатурить не планировали. Если после постройки, предполагалось оштукатурившие стен, то зачем так заморачиваться с затиркой швов? И вот в большинстве случаев, мы видим расшитые швы внутри храмов. Согласитесь, нам трудно представить не штукатуренную изнутри церковь — не на чём писать фрески. Если это, конечно, церковь изначально.
И так. Крепление иконостаса — выбито. Дымоход — выбит. Крыша изначально не планировалась, штробы и закладные для крыши выбивались в уже готовой стене.
В то же самое время, различные ниши и технологические отверстия, делались сразу, при возведении стены и это проблемой не было. А все версии, что проще сначала построить, а потом продолбить, это не более чем сказка (если не сказать – откровенная ложь), так как стены выложены на известковый раствор и известь долго набирает прочность. В статье, которая называется «Известковый раствор и выбитые дымоходы», подробно объяснён этот вопрос, кто не согласен, сначала прочтите её, а затем можем подискутировать.
Друзья, здесь хочу сделать замечание, что во всех посещённых заброшенных храмах, мы нигде не видели заложенную при строительстве двухскатную крышу. Имеется ввиду не крыша вообще, своды были; речь идёт о двухскатной крыше. Я постоянно про это говорю в фильмах и статьях. Здания, называемые сейчас церквями, не рассчитывались для эксплуатации в холодное время года и в условиях большого количества зимних осадков. Но при этом здания красивые и прочные, то есть строить-то умели! Объяснение этому только одно — в то время не требовалось делать отопление и скатную крышу. Не было в этом необходимости. А потом необходимость появилась. Стало вдруг холодно зимой и стало много снега.
Версию про холодную и тёплую церковь, я знаю, она разбирается в статье, под названием «Храм или не храм вот в чём вопрос». Дискуссию о тёплых и холодных храмах, если кто хочет, можем продолжить там.
Про стяжки. Для религиозного здания, эксплуатирующегося в щадящем режиме, такое армирование более чем избыточное. Как по количеству стяжек, так и по их толщине.
Такое армирование необходимо, только если здание находится в сейсмоопасной зоне, или подвергается вибрационным воздействиям изнутри (например, компрессорное или кузнечное оборудование). К тому же такое избыточное армирование ведёт к огромному перерасходу металла. Если бы это был единичный случай, то это можно было бы как то объяснить, например щедростью меценатов, или отсутствием более тонких полос металла, но мы видим такое армирование на всех храмовых постройках и не только храмовых. Старинные заводы имеют такую же армировку.
Теперь о кирпичах. Требование клеймить кирпичи, согласно официальной истории, ввёл ещё Пётр I, но в его время, кирпичи должны были иметь в длину 280 мм, ширину 140 мм, толщину 70 мм.
Во время экспедиций, нам клейма на кирпичах попадались очень редко. Размеры кирпичей в разных регионах разные! Более того, даже в одном регионе имеется несколько форматов кирпича, что противоречит официальной истории, утверждающей, что в 1833 году, правительством были определены длина кирпича 265 мм, ширина 133 мм, толщина 67 мм, с обязательным нанесением клейма. Как мы видим, размеры кирпича ни одной церкви, построенной якобы после 1833 года, не соответствуют этому стандарту, а отсутствие клейма, ещё больше подтверждает выводы — в каждом регионе, в каждой общине, делали свой кирпич, по своим размерам, и указания центрального правительства, или просто игнорировались, или вообще ни как не регулировали данную сферу.
Говоря совсем простыми словами, мы имеем множество древних красивых, усиленных зданий, не рассчитанных на эксплуатацию зимой и ориентированных в пространстве как попало. Все здания, имеют признаки индустриального объекта, связанного с промышленностью. Для строительства этих зданий, был использован единый стандарт по прочностным характеристикам и расчёту несущих стен и перекрытий, но все здания выполнены по индивидуальному проекту и индивидуальным строительным материалом.
Фильм по статье:
Друзья, это общие выводы, о том, что нас окружает. Конкретные выводы, уже по всей картине в целом, будут сделаны в следующих статьях. Сейчас больше не стану вас загружать, так как информации было очень много.
И как вы уже поняли, впереди ещё много интересного, поэтому я с вами не прощаюсь, а говорю — до скорой встречи, всего вам доброго, до свидания!
В продолжении темы, предлагаем Вашему вниманию дополнительный материал, собранный нашей командой:
- Исследования на местах https://www.youtube.com/watch?v=6gh1TTWlgoo&list=PLfxfMdY3lyfRu3q-cEl8c7eEwony2T63z
- Прямая ссылка на канал https://zen.yandex.ru/unofficialhistory
- Страничка ВК https://vk.com/unofficialhistory
- Статьи на сайте История Земли и Человечества https://history.eco/account/?user=17
- Статьи на сайте ТАРТАРИЯ.ИНФО https://www.tart-aria.info/author/vadimtulsk/