«Понимаешь, ты должна ответить на вопрос «Зачем»? Зачем ты произносишь эту речь?» — говорит мне девушка из Малайзии и продолжает — «Если у тебя нет твоего «Зачем», то смысла в речи нет. Ты должна знать, с чем ты хочешь, чтобы люди ушли сегодня домой, что запомнили из твоего выступления».
Я смотрела на неё слегка отрешенно. Могла ли я сказать, что я просто хочу продвинуться по программе Toastmasters дальше и выполнить следующий шаг? Или, может, надо было сказать, что мне не дают покоя лавры «Миссис Мейзел»? Поэтому я просто говорила — конечно-конечно.
Девушка из Малайзии, Эсти — мой ментор в клубе Toastmasters* (это международный клуб публичных выступлений. Я член клуба голландского города Утрехт). Это наша первая встреча один на один, Эсти будет поддерживать меня в подготовке моих трех первых выступлений. Эсти рассказала, как она начинала свой путь в клубе три года назад, делилась своими впечатлениями от опыта работы со своим ментором. В одно из первых собраний клуба Эсти увидела выступление индийской девушки и сказала себе — всё, хочу быть как она.
КАК РЕШИТЬ, О ЧЁМ ДОЛЖНА БЫТЬ ТВОЯ РЕЧЬ В КЛУБЕ TOASTMASTERS
Этот вопрос почти сразу же задают, когда я рассказываю о клубе Toastmaster. Я сама его задала коллеге, от которого узнала про клуб. И он сказал: «про что угодно, это даже неважно про что. Ну вот моя последняя речь называлась “Why everyone needs to have a six pack” («Почему у каждого должны быть кубики на прессе?»)». Ок, подумала я, значит, совсем про что угодно.
Мне, человеку, который выступил аж с двумя речами, самое время порассуждать про то, как находить темы.
Я для себя нашла такой выход — любая тема, о которой мой мозг думал больше десяти минут, это кандидат для выступления. Чаще всего эти мысли приходят в поездках и тут главное — сесть и записать.
КАК ГОТОВИТЬ РЕЧЬ, КОГДА ТЕМА ВЫБРАНА
Не знаю. Но для моей второй речи мне помогло обсудить её содержание и идею в кругу друзей.
Моя вторая речь называлась Arranged Marriage (брак по договорённости между семьями). Я показала ментору свой черновик, про который она сказала: ну, знаешь, начало как-то совсем не очень, да и окончания нет. А я-то думала, что речь давно готова, только репетируй:(.
Я рассказала в компании друзей про тему следующего своего выступления и мне подсунули реальную историю, которую я смогла использовать как начало речи. Вот что получилось:
Вышла на сцену, обвела слушающих взглядом и без каких-либо вступлений сказала “Is there anyone here who wants to marry me?” И это не дешёвый трюк, а фраза, которая вводит слушателя в историю —
Is there anyone here who wants to marry me? — that was a question shouted out on a crowded bus stop by a man 20 years ago. He was upset by a relationship with his girlfriend that they broke off…
Участники клуба назовут это начало гениальным и прям книжным примером «как надо», да и мне онопосле выступления показалось очень эффектным.
Что что последовало за гениальным началом? Провальное окончание, к сожалению.
Моя речь была несложная. Она была про моё понимание и восприятие традиционных восточных браков по договорённости. В речи есть как бы мой диалог с моим коллегой индусом, человеком, который женился в соответствии с традициями своей семьи.
Причём это реальный человек и реальный диалог (даже приукрашивать не пришлось). Вот мне казалось, что кто говорит в диалоге данный момент — легко понять, но получилось, такие вещи нужно утрировать — например, менять своё место на сцене в соответствии с тем, кто «говорит» в данный момент, более ярко менять голос, использовать больше слов «я сказала» — «он сказал». В фидбэке, который слушатели пишут на маленьких листочках и отдают выступающему, мне многие писали об этом.
А вот правильное заключение для речи я так и не смогла придумать. Причём мне было видно на протяжении нескольких недель, что окончание очень слабое. То же мне сказала ментор, то же мне сказал человек, который оценивал мою речь в клубе (evaluator**). Он, вообще, мою речь немного разгромил, сказав, что это могла быть выдающаяся речь, что были все компоненты, чтобы создать что-то особенное, но окончание не удалось совсем. Я и сама это поняла после того, как немножко убежала со сцены в конце, а в фидбэке мне многие написали, что речь окончилась неожиданно.
Когда во время подготовки, я репетировала, мне казалось, что сделать хорошее окончание невозможно. Ну нельзя же сказать, что брак по договорённости — это плохо или хорошо.
После речи я чувствовала себя не очень, казалось, что я упустила шанс побыть brilliant и отделяло меня от этого не так много, а я не сделала этот шаг.
Слушатели пишут свой фидбэк на небольших листочках бумаги и отдают в конце вечера выступающим. Это дополнение к основной оценке речи, которую делает evaluator
А КАК ВСЕ МОЖНО БЫЛО СПАСТИ
Один из участников клуба подошёл ко мне и сказал, что ему очень понравилась речь и он понимает, что может быть сложность с выводом в конце и дал мне совет, который мне кажется гениальным на все случаи: «не знаешь, как закончить, найди цитату и закончи ею». И я подумала — как просто и как он прав! Такая роскошь, как Гугл, не должна пропадать, правда?
Вот и закончу этот пост цитатой:
Making mistakes is what everyone does. Learning from them is not.