Найти тему
Hanna Mironchyk

ТОАСТМАСТЕРС. КАК ПРОВАЛИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Оглавление
Международный клуб Toastmasters даже выпускает свой бумажный журнал
Международный клуб Toastmasters даже выпускает свой бумажный журнал

«Понимаешь, ты должна ответить на вопрос «Зачем»? Зачем ты произносишь эту речь?» — говорит мне  девушка из Малайзии и продолжает — «Если у тебя нет твоего «Зачем», то смысла в речи нет. Ты должна знать, с чем ты хочешь, чтобы люди ушли сегодня домой, что запомнили из твоего выступления».

Я смотрела на неё слегка отрешенно. Могла ли я сказать, что я просто хочу продвинуться по программе Toastmasters дальше и выполнить следующий шаг? Или, может, надо было сказать, что мне не дают покоя лавры «Миссис Мейзел»? Поэтому я просто говорила — конечно-конечно.

Девушка из Малайзии, Эсти — мой ментор в клубе Toastmasters* (это международный клуб публичных выступлений. Я член клуба голландского города Утрехт). Это наша первая встреча один на один, Эсти будет поддерживать меня в подготовке моих трех первых выступлений. Эсти рассказала, как она начинала свой путь в клубе три года назад, делилась своими впечатлениями от опыта работы со своим ментором. В одно из первых собраний клуба Эсти увидела выступление индийской девушки и сказала себе — всё, хочу быть как она.

КАК РЕШИТЬ, О ЧЁМ ДОЛЖНА БЫТЬ ТВОЯ РЕЧЬ В КЛУБЕ TOASTMASTERS

Этот вопрос почти сразу же задают, когда я рассказываю о клубе Toastmaster. Я сама его задала коллеге, от которого узнала про клуб. И он сказал: «про что угодно, это даже неважно про что. Ну вот моя последняя речь называлась “Why everyone needs to have a six pack” («Почему у каждого должны быть кубики на прессе?»)». Ок, подумала я, значит, совсем про что угодно.

Мне, человеку, который выступил аж с двумя речами, самое время порассуждать про то, как находить темы.

Я для себя нашла такой выход — любая тема, о которой мой мозг думал больше десяти минут, это кандидат для выступления. Чаще всего эти мысли приходят в поездках и тут главное — сесть и записать.

КАК ГОТОВИТЬ РЕЧЬ, КОГДА ТЕМА ВЫБРАНА

Не знаю. Но для моей второй речи мне помогло обсудить её содержание и идею в кругу друзей.

Моя вторая речь называлась Arranged Marriage (брак по договорённости между семьями). Я показала ментору свой черновик, про который она сказала: ну, знаешь, начало как-то совсем не очень, да и окончания нет. А я-то думала, что речь давно готова, только репетируй:(.

Я рассказала в компании друзей про тему следующего своего выступления и мне подсунули реальную историю, которую я смогла использовать как начало речи. Вот что получилось:

Вышла на сцену, обвела слушающих взглядом и без каких-либо вступлений сказала “Is there anyone here who wants to marry me?” И это не дешёвый трюк, а фраза, которая вводит слушателя в историю —

Is there anyone here who wants to marry me? — that was a question shouted out on a crowded bus stop by a man 20 years ago. He was upset by a relationship with his girlfriend that they broke off…

Участники клуба назовут это начало гениальным и прям книжным примером «как надо», да и мне онопосле выступления показалось очень эффектным.

Мое второе выступление в клубе Toastmasters, город Утрехт, Голландия. Arranged Marriage.
Мое второе выступление в клубе Toastmasters, город Утрехт, Голландия. Arranged Marriage.

Что что последовало за гениальным началом? Провальное окончание, к сожалению.

Моя речь была несложная. Она была про моё понимание и восприятие традиционных восточных браков по договорённости. В речи есть как бы мой диалог с моим коллегой индусом, человеком, который женился в соответствии с традициями своей семьи.

Причём это реальный человек и реальный диалог (даже приукрашивать не пришлось). Вот мне казалось, что кто говорит в диалоге данный момент — легко понять, но получилось, такие вещи нужно утрировать — например, менять своё место на сцене в соответствии с тем, кто «говорит» в данный момент, более ярко менять голос, использовать больше слов «я сказала» — «он сказал». В фидбэке, который слушатели пишут на маленьких листочках и отдают выступающему, мне многие писали об этом.

А вот правильное заключение для речи я так и не смогла придумать. Причём мне было видно на протяжении нескольких недель, что окончание очень слабое. То же мне сказала ментор, то же мне сказал человек, который оценивал мою речь в клубе (evaluator**).  Он, вообще, мою речь немного разгромил, сказав, что это могла быть выдающаяся речь, что были все компоненты, чтобы создать что-то особенное, но окончание не удалось совсем. Я и сама это поняла после того, как немножко убежала со сцены в конце, а в фидбэке мне многие написали,  что речь окончилась неожиданно.

Когда во время подготовки, я репетировала, мне казалось, что сделать хорошее окончание невозможно. Ну нельзя же сказать, что брак по договорённости — это плохо или хорошо.

После речи я чувствовала себя не очень, казалось, что я упустила шанс побыть brilliant и отделяло меня от этого не так много, а я не сделала этот шаг.

-3

Слушатели пишут свой фидбэк на небольших листочках бумаги и отдают в конце вечера выступающим. Это дополнение к основной оценке речи, которую делает evaluator

А КАК ВСЕ МОЖНО БЫЛО СПАСТИ

Один из участников клуба подошёл ко мне и сказал, что ему очень понравилась речь и он понимает, что может быть сложность с выводом в конце и дал мне совет, который мне кажется гениальным на все случаи: «не знаешь, как закончить, найди цитату и закончи ею». И я подумала — как просто и как он прав! Такая роскошь, как Гугл, не должна пропадать, правда?

Вот и закончу этот пост цитатой:

Making mistakes is what everyone does. Learning from them is not.