В век информации любой объект коммерческой или общественно-политической деятельности нуждается в хорошей репутации и положительном имидже во внешней среде. Их создание и поддержание — обязанность PR-специалиста.
Пиар бывает разный: черный, белый, желтый серый, зеленый, коричневый, — словом, очень колоритная работа. Мы часто слышим это слово «пиар» и примерно понимаем, что оно значит. Но не всегда понимаем, чем же именно занимаются специалисты в данной области. Тем временем, профессия PR-менеджера продолжает возглавлять рейтинги популярности.
Классик PR-индустрии Сэм Блэк в своей книге «Паблик рилейшенз. Что это такое?», выпущенной еще в 1989 году, охарактеризовал связи с общественностью как «формирование доброжелательных взаимоотношений с целевой аудиторией». Несмотря на то, что PR-индустрия шагнула далеко вперед и продолжает очень динамично развиваться, это определение по-прежнему актуально.
Разберемся, что нужно делать и какими компетенциями обладать, чтобы работать на этой должности и обеспечивать «доброжелательные отношения».
Компетенции PR-менеджера
PR-менеджер — это своеобразный стратег-полководец, перед которым стоит амбициозная задача вывода своего продукта в информационное пространство и отражение любых информационных угроз.
Таким «продуктом» может быть компания, товар, услуга, человек, событие. В отличие от маркетологов и специалистов по рекламе, перед пиарщиком не стоит цель увеличения продаж. Его цель — сделать так, чтобы аудитория заговорила об объекте его деятельности и была к нему лояльна.
В связи с этим основной пул задач выпадает на разработку коммуникационной стратегии и ряд мероприятий по работе с целевыми СМИ. Также в последнее время во многих крупных компаниях стало популярно направление «корпоративный PR», подразумевающее работу с внутренними информационными ресурсами в целях повышения лояльности сотрудников.
Точный список обязанностей PR-специалиста будет зависеть от конкретной организации и ее политики. Как правило, он включает в себя:
- создание инфоповодов;
- подготовку информационных материалов (пресс-релизов, статей, обзоров и т.д) и распространение их в СМИ;
- ответы на запросы СМИ о деятельности организации;
- проведение специальных мероприятий для журналистов и блогеров;
- организация участия представителей компании в профильных форумах, выставках и семинарах;
- взаимодействие с различными структурами и населением;
- организация и проведение PR-кампаний;
Совершенно точно можно сказать, что пиарщик должен обладать абсолютной грамотностью, стратегическим мышлением, видеть последствия всех своих действий на десять шагов вперед, уметь быстро и хладнокровно реагировать на непредвиденные ситуации и, конечно же, обладать стрессоустойчивостью.
Это особенно важно, поскольку у каждого объекта деятельности такого специалиста могут случаться не очень приятные ситуации. В подобных случаях о них в негативном контексте непременно захотят упомянуть СМИ. А значит, в такой ситуации перед PR-менеджером будет стоять задача оперативно придумать, как минимизировать негативные последствия и отразить все возможные информационные угрозы.
Коммуникабельность и умение четко излагать свои мысли, не говоря ничего лишнего — еще одна важная черта хорошего пиарщика. Придется много общаться с представителями средств массовой информации, к каждым из которых нужно будет уметь найти свой общий язык.
Помимо этого следует быть готовым к тому, что рабочий день редко будет ограничиваться привычным 8-часовым графиком. PR-менеджер — это тот человек, который постоянно на связи и доступен во всех мессенджерах, соцсетях и по телефону 24 часа в сутки.
К практическим навыкам, необходимым для работы в этой области, можно отнести безупречное знание правил лексики, грамматики и пунктуации, умение просто и интересно писать тексты. Не менее важно понимание основ медиапланирования, маркетинга, менеджмента и экономики. Чрезвычайно важно для этой работы и знание как минимум английского языка: в случае сотрудничества с международными компаниями придется составлять на нем материалы и общаться с представителями зарубежных изданий.
Куда пойти учиться?
Во многих университетах есть профильное направление «Реклама и связи с общественностью», которое даст базовые знания, необходимые для хорошего старта. Но стать PR-менеджером можно также и после обычного журфака. В этой области ключевую роль играет практика и наличие лояльных контактов в СМИ. Поэтому при выборе вуза в первую очередь ориентируйтесь на то, стажировки в каких компаниях или редакциях они предлагают.
Подходящие программы подготовки можно найти в таких вузах, как:
- НИУ ВШЭ, направление «Реклама и связи с общественностью»
- РУДН, направление «Реклама и связи с общественностью»
- РЭУ им. Г. В. Плеханова, направление «Реклама и связи с общественностью»
Где потом работать?
PR-менеджеры востребованы как в специализированных PR и рекламных агентствах, так и непосредственно в штате любой компании, общественно-политических и некоммерческих организациях.
Начинающему специалисту будет особенно полезно пройти стажировку или начать с позиции ассистента в крупном медийном агентстве. Там у него появится возможность получить богатый опыт общения со СМИ (и их контакты), опыт организации крупных мероприятий и PR-кампаний. В подобных местах чаще всего рабочие процессы организовываются группами, в которых работают менеджер проекта, креатор и копирайтер, что позволит освоить как необходимые управленческие навыки, так и творческие навыки.
Если вы коммуникабельны, фонтанируете креативными идеями и активны, будто в вас десяток батареек Energizer, то вы точно сможете найти себя в этой профессии и стать через пару-тройку лет востребованным специалистом!